Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Медиапредпочтения населения Республики Беларусь в социологическом измерении (по материалам социологических исследований)

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2024-69-2-108-118

Аннотация

Обосновывается актуальность мониторингового исследования национального информационного пространства ввиду постоянного совершенствования технико-технологических решений производства и распространения контента, а также расширения покрытия и доступа к сети Интернет, сопровождающегося медиаконвергенцией его структурных сегментов и трансформацией форм медиапотребления и медиапрактик населения. Представляется обзор актуальных научных изысканий обозначенной проблематики как по направлению изучения аспектов удовлетворения потребности в информации в структуре повседневных практик социальных субъектов, так и в направлении изменения ландшафта информационного пространства, вариативности отбора информационного контента. Основываясь на результатах республиканского репрезентативного мониторингового социологического исследования трансформации национального информационного пространства, реализуемого Институтом социологии Национальной академии наук Беларуси, характеризуется его состояние в период 2022–2023 гг. в разрезе традиционных средств массовой информации и новых медиа с учетом их структурных компонентов. Отражаются востребованные и основные для граждан страны источники информации, практики их использования, уровень доверия и наиболее важные характеристики контента. Отмечается необходимость продолжения исследования процессов, происходящих внутри национального информационного пространства с целью использования наиболее эффективных стратегий выстраива ния информационной политики.

Об авторе

А. М. Бельский
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Бельский Александр Михайлович – кандидат социологических наук, доцент, заведующий Центром оперативных исследований.

Ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Бельский, А. М. Информационные поводы – триггеры и резонансные дискурсы национального медиапространства: возможности социологического анализа / А. М. Бельский // Журн. Белорусского гос. ун-та. Социология. – 2020. – № 3. – С. 111–119.

2. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. – М. : Social – Logos, 1993. – 336 с.

3. Вартанова, Е. Л. Меняющаяся архитектура медиа и цифровые платформы / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. – 2022. – № 1 (108). – С. 8–13.

4. Вартанова, Е. Л. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде / Е. Л. Вартанова // Меди@льманах. – 2021. – № 3 (104). – С. 8–19.

5. Маклюэн, М. Галактика Гутенберга : становление человека печатающего / М. Маклюэн. – М. : Академ. проект : Фонд «Мир», 2005. – 496 с.

6. Мицкевич, Э. Средства массовой информации в период перестройки / Э. Мицкевич // Социол. исследования. – 1990. – № 11. – С. 140–146.

7. Берд, Э. Средства массовой информации как партнеры в сфере образования для устойчивого развития / Э. Берд, Р. Лутц, К. Уорвик. – Бишкек, 2008. – 82 с.

8. Media events : The live broadcasting of history / D. Dayan, E. Katz. – Cambridge, MA : Harvard University Press, 1994. – 320 p.

9. Луман, Н. Реальность масс-медиа / Н. Луман. – М. : Праксис, 2005. – 256 c.

10. Boczkowski, P. J. The gap between the media and the public / P. J. Boczkowski, E. Mitchelstein. – N.Y. : Routledge, 2017. – 540 p.

11. Morley, D. The nationwide audience. Structure and decoding / D. Morley. – London : British Film Institute, 1980. – 91 p.

12. Ksiazek, T. B. News-seekers and avoiders : Exploring patterns of total news consumption across media and the relationship to civic participation / T. B. Ksiazek, E. C. Malthouse, J. G. Webster // Journal of Broadcasting & Electronic Media. – 2010. – № 54 (4). – P. 551–568.

13. Грушин, Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования / Б. А. Грушин. – М. : Политиздат, 1987. – 420 с.

14. Грушин, Б. А. Массовое сознание и массовое поведение / Б. А. Грушин // Открывая Грушина / ред.-сост. М. Е. Аникина, В. М. Хруль. – М. : Из-во Моск. ун-та, 2012. – С. 367–381.

15. Грушин, Б. А. Проблемы социологии средств массовой коммуникации / Б. А. Грушин // Открывая Грушина / ред.-сост. М. Е. Аникина, В. М. Хруль. – М. : Из-во Моск. ун-та, 2012. – С. 513–549.

16. Бухарин, С. Н. Методы и технологии информационных войн / С. Н. Бухарин, В. В. Цыганов. – М. : Акад. проект, 2009. – 384 с.

17. Воронцова, Л. В. История и современность информационного противоборства / Л. В. Воронцова, Д. Б. Фролов. – М., 2004. – 192 с.

18. Докторов, Б. З. Реклама и опросы общественного мнения в США. История зарождения. Судьбы творцов / Б. З. Докторов. – М. : ЦСП, 2008. – 628 с.

19. Докторов, Б. З. Первопроходцы мира мнений : от Гэллапа до Грушина / Б. З. Докторов. – М. : Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2005. – 239 с.

20. Кирвель, Ч. С. Глобализирующийся человек : от «удобства управления» к антропологическому мегакризису / Ч. С. Кирвель // Проблемы управления. – 2009. – № 4. – С. 65–79.

21. Черных, А. И. Социология СМИ / А. И. Черных // Социол. журн. – 2012. – № 4. – C. 107–135.

22. Черных, А. И. Социология массовых коммуникаций / А. И. Черных. – М. : ИД ВШЭ, 2008. – 451 с.

23. Ткачева, Н. В. Национальные медиа как инструмент в продвижении мягкой силы Китая / Н. В. Ткачева // Вестн. Моск. ун-та. – 2021. – № 6. – C. 60–82. – (Серия 10 : Журналистика).

24. Вартанова, Е. Л. К вопросу о концепции социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности / Е. Л. Вартанова, Н. В. Ткачева // Вестн. Моск. ун-та. – 2008. – № 5. – С. 7–18. – (Серия 10 : Журналистика).

25. Изменение природы новостей в цифровую эпоху : теоретическое осмысление / С. Вартанов [и др.] // Медиальманах. – 2016. – № 6. – С. 12–24.

26. Вартанов, С. А. Использование модели трехстороннего рынка в стратегировании медиаиндустрии / С. А. Вартанов // Экономика и математические методы. – 2021. – № 1 (57). – С. 43–52.

27. Вартанов, С. А. Модели экономических эффектов влияния медиа как основа методологии стратегирования медиасистемы / С. А. Вартанов // Вопр. теории и практики журналистики. – 2021. – № 4. – С. 711–733.

28. Media activity of modern Russian youth in the context of value systems / A. Gureeva [et al.] // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. – 2022. – № 1. – P. 25–44.

29. Gureeva, A. Government and Youth Communications in Social Media : Theoretical Basics and Russian Practice / A. Gureeva, D. Dunas, O. Muronets // World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies. – 2021. – P. 42 –63.

30. Дунас, Д. В. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей / Д. В. Дунас, С. А. Вартанов // Вопр. теории и практики журналистики. – 2020. – № 1(30). – C. 106–122.

31. Мотивационные факторы медиапотребления российской «цифровой молодежи»: результаты пилотного исследования / Д. В. Дунас [и др.] // Вестн. Моск. ун-та. – 2020. – № 2. – С. 3–27. – (Серия 10 : Журналистика).

32. Couldry, N. The Mediated Construction of Reality / N. Couldry, A. Hepp. – Cambridge : Polity Press, 2017. – 290 p.

33. Doctor, K. Newsonomics : Twelve trends that will shape the news you get / K. Doctor. – N.Y. : St-Martins Press, 2010. – 240 p.

34. Fenton, N. New media, old news : Journalism and democracy in the digital age / N. Fenton. – London : Sage, 2009. – 232 p.

35. Flew, T. New media / T. Flew. – N. Y. : Oxford University Press, 2014. – 304 p.

36. King, E. Redefining Relationships : Interactivity Between News Pro ducers and Consumers / E. King // Convergence. – 1998. – № 4 (4). – P. 26–32.

37. Lee, Y. L. The Societal Function and Impact of e-paper in the Information Age / Y. L. Lee, Y. K. So C. // 21st Century Bi-monthly. – 2000. – № 57 (2). – P. 126–134.

38. Flynn, R. J. MultiMedia – An Introduction / R. J. Flynn, W. H. Tetzlaff // IBM Journal of Research and Development. – 1998. – № 42 (2). – P. 165–176.

39. Kulchitskaya, D. Psychological prerequisites and effects of using mul timedia content in the mass media / D. Kulchitskaya // Psychology in Russia : State of the Art. – 2004. – № 7 (4). – P. 88–97.

40. Diddi, A. Getting hooked on news: Uses and gratifications of the formation of news habits among college students in an Internet environment / A. Diddi, R. LaRose // Journal of Broadcasting & Electronic Media. – 2006. – № 50. – P. 193–210.


Рецензия

Просмотров: 131


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)