Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Проблема порядков знания в эпистемологии

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2025-70-1-28-39

Аннотация

Рассматриваются КК-­принцип и связанная с ним категория порядков знания. Определяется характер сложившейся эпистемологической дискуссии, ставится проблема разрастающихся порядков знания и предлагается решение, связывающее порядки знания с концепцией эпистемической истории Алвина Голдмана.

Во введении обозначается, что исследование КК-­принципа является наиболее активно разрабатываемой метакогнитивной темой современной эпистемологии. Само же метапознание является областью междисциплинарных исследований, где философия может предложить прояснение некоторых концепций, в частности, идеи порядков знания, которая зачастую некритично «онтологизируется». В основной части статьи рассматривается характер исследования КК-­принципа, которое происходит на стыке между эпистемологией и эпистемической логикой. Показывается разница между категоричной и некатегоричной формулировками принципа. Обозначается связанный с КК­принципом спектр тематик от исследования логических парадоксов до практических следствий, касающихся оценки когнитивных способностей животных. Далее ставится проблема разрастающихся порядков знания, состоящая в том, что если знанию менее высокого порядка всегда соответствует знание более высокого порядка, то неясно, какого порядка знания достаточно, чтобы утвердить наличие знания первого порядка. В заключении предлагается понимание порядков знания как номинального обозначения, относящегося к сфере нормативности и языковой прагматики.

Об авторе

А. М. Кардаш
Институт философии Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Кардаш Алексей Михайлович – аспирант. Институт философии

ул. Сурганова, 1, корп.  2, 220072, Минск



Список литературы

1. Hofer, B. K. Epistemology, metacognition, and self­regulation: musings on an emerging field / B. K. Hofer, G. M. Sinatra // Metacognition and Learning. – 2009. – Vol. 5. – P. 113–120. https://doi.org/10.1007/s11409­009­9051­7

2. Barzilai, S. Epistemic (meta) cognition: ways of thinking about knowledge and knowing / S. Barzilai, A. Zohar // Handbook of epistemic cognition / ed.: J. A. Greene, W. A. Sandoval, I. Bråten. – New York, 2016. – P. 409–424.

3. Hazlett, A. Higher­order epistemic attitudes and intellectual humility / A. Hazlett // Episteme. – 2012. – Vol. 9, N 3. – P. 205–233. https://doi.org/10.1017/epi.2012.11

4. Kearl, T. Epistemic akrasia and higher­order beliefs / T. Kearl // Philosophical Studies. – 2019. – Vol. 177, N 9. – P. 2051–2515. https://doi.org/10.1007/s11098­019­01323­y

5. Kappel, K. Bottom up justification, asymmetric epistemic push, and the fragility of higher order justification / K. Kappel // Episteme. – 2019. – Vol. 16, N 2. – P. 119–138. https://doi.org/10.1017/epi.2017.19

6. Zohar, A. Higher order thinking skills and low­achieving students: are they mutually exclusive? / A. Zohar, Y. J. Dori // Journal of the Learning Sciences. – 2003. – Vol. 12, N 2. – P. 145–181. https://doi.org/10.1207/S15327809JLS1202_1

7. Bruckner, D. W. Second­order preferences and instrumental rationality / D. W. Bruckner // Acta Analytica. – 2011. – Vol. 26, N 4. – P. 367–385. https://doi.org/10.1007/s12136­010­0113­x

8. Schiefsky, M. The creation of second­order knowledge in Ancient Greek Science as a process in the globalization of knowledge / M. Schiefsky // The globalization of knowledge in history / ed. J. Renn. – Berlin, 2017. – P. 191–202.

9. Dennett, D. C. The intentional stance in theory and practice / D. C. Dennett // Machiavellian intelligence: social expertise and the evolution of intellect in monkeys, apes, and humans / ed.: R. W. Byrne, A. Whiten. – Oxford, 1988. – P. 180–202.

10. Hintikka, J. Knowledge and belief: an introduction to the logic of the two notions / J. Hintikka. – Ithaca: Cornell Univ. Press, 1962. – 179 p.

11. Hilpinen, R. Knowing that one knows and the classical definition of knowledge / R. Hilpinen // Synthese. – 1970. – Vol. 21, N 2. – P. 109–132. https://doi.org/10.1007/bf00413541

12. Cohen, M. The uncoordinated teachers puzzle / M. Cohen // Episteme. – 2024. – Vol. 21, N 3. – P. 1023–1030. https://doi.org/10.1017/epi.2023.6

13. Hemp, D. KK (knowing that one knows) principle / D. Hemp // Internet Encyclopedia of Philosophy. – URL: https://iep.utm.edu/kk­princ/ (date of access: 01.07.2023).

14. Хинтикка, Я. О подобающих (попперовских?) и неподобающих способах употребления понятия информации в эпистемологии / Я. Хинтикка // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики / сост.: Д. Г. Лахути [и др.]; пер. с англ. Д. Г. Лахути; общ. ред. В. Н. Садовский. – М., 2000. – С. 291–297.

15. Hintikka, J. ‘Knowing That One Knows’ reviewed / J. Hintikka // Synthese. – 1970. – Vol. 21, N 2. – P. 141–162. https://doi.org/10.1007/bf00413543

16. Поппер, К. Объективное знание: эволюционный подход / К. Поппер; пер. с англ. Д. Г. Лахути; отв. ред. В. Н. Садовский. – 4­е изд. – М.: URSS, 2022. – 384 с.

17. Williamson, T. Inexact knowledge / T. Williamson // Mind. – 1992. – Vol. 101, N 402. – P. 217–242. https://doi.org/10.1093/mind/101.402.217

18. Williamson, T. Very improbable knowing / T. Williamson // Erkenntnis. – 2014. – Vol. 79, N 5. – P. 971–999. https://doi.org/10.1007/s10670­013­9590­9

19. Williamson, T. Knowledge and its limits / T. Williamson. – Oxford: Oxford Univ. Press, 2000. – 352 p.

20. Das, N. Transparency and the KK principle / N. Das, B. Salow // Noûs. – 2016. – Vol. 52, N 1. – P. 3–23. https://doi.org/10.1111/nous.12158

21. Dorst, K. Abominable KK failures / K. Dorst // Mind. – 2019. – Vol. 128, N 512. – P. 1227–1259. https://doi.org/10.1093/mind/fzy067

22. San, W. K. KK, Knowledge, Knowability / W. K. San // Mind. – 2023. – Vol. 132, N 527. – P. 605–630. https://doi.org/10.1093/mind/fzac048

23. Domestic cats (Felis catus) discriminate their names from other words / A. Saito, K. Shinozuka, Y. Ito, T. Hasegawa // Scientific Reports. – 2019. – Vol. 9, N 1. – Art. 5394. https://doi.org/10.1038/s41598­019­40616­4

24. Horschler, D. Non­human primates really represent others’ ignorance? A test of the awareness relations hypothesis / D. Horschler, L. Santos, E. MacLean // Cognition. – 2019. – Vol. 190. – P. 72–80. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2019.04.012

25. Прись, И. Е. Эпистемология и мораль / И. Е. Прись // Философия науки. – 2021. – № 3 (90). – С. 18–37. https:// doi.org/10.15372/PS20210302

26. Каримов, А. Р. Эпистемология добродетелей / А. Р. Каримов. – СПб.: Алетейя, 2019. – 426 с.

27. Козырева, О. А. Критика картезианской концепции знания о себе в англоязычной аналитической философии: обзор основных стратегий / О. А. Козырева // Эпистемология и философия науки. – 2022. – Т. 59, № 1. – С. 94–116. https://doi.org/10.5840/eps20225919

28. Прись, И. Е. Знание в контексте / И. Е. Прись. – СПб.: Алетейя, 2022. – 717 с.

29. Haddock, A. Second‐order knowledge / A. Haddock // The nature and value of knowledge: three investigations / D. Pritchard, A. Millar, A. Haddock. – Oxford, 2010. – P. 219–240. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199586264.003.0010

30. Райл, Г. Понятие сознания: [пер. с англ.] / Г. Райл; общ. науч. ред. В. П. Филатов. – М.: Идея­пресс: Дом интеллект. кн., 1999. – 406 с.

31. Goldman, A. Internalism, externalism, and the architecture of justification / A. Goldman // The Journal of Philosophy. – 2009. – Vol. 106, N 6. – P. 309–338. https://doi.org/10.5840/jphil2009106611

32. Peregrin, J. Should one be a left or a right Sellarsian? (And is there really such a choice?) / J. Peregrin // Metaphilosophy. – 2016. – Vol. 47, N 2. – P. 251–263. https://doi.org/10.1111/meta.12183


Рецензия

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)