АРТ-МИКСТ КАК НОВАЯ РЕАЛИЯ ИСКУССТВА ЭПОХИ ПОСТМОДЕРНИЗМА РУБЕЖА ХХ – НАЧАЛА ХХI ВЕКА

Полный текст:


Аннотация

Трансформация и изменение критериев эстетических оценок ряда феноменов современной культуры привели к элиминированию строгого противопоставления высокого искусства массовому, художественного творчества – ремесленничеству.
Внедрение в художественную практику лазерных и пиротехнических средств, нанотехнологий и электроники расширило горизонты творческого поиска и способствовало возникновению абсолютно новых видов искусств, основанных
на идее системного синтеза, – мультимедийных проектов, гипер- и интертекстов, акций. Особое место принадлежит микстам и миксам, а также своеобразным художественным композициям, именуемым «проектами». По отношению к искусству вводится уточняющее понятие «арт-микст» (арт-микст-композиция, арт-микст-проект), которое употребляется в связи со скрещением в единое целое как многообразных жанров и форм искусства, элементы которых функционируют на основании паритета, так и искусства с техникой. Постмодернистская арт-микстовая композиция предстает, как полигон для свободного творчества, где смешиваются разные стили (классика и современность), традиции (академическая и субкультурная), художественные практики (западные и восточные), а также технологии (например, электронные звуки, создаваемые цифровой техникой, и натуральные звуки, извлекаемые на аутентичных инструментах). По типу реализации и доминированию конкретного вида искусства арт-миксты делятся на концертные (например, эстрадное шоу), сценические (например, модельное дефиле, условный театр) и техногенные (аудиовизуальные) формы, аккумулируя все стадии творческого акта – от замысла до его воплощения. В границах арт-микста в Беларуси функционирует музыкально-хореографический проект. Думается, что в целом арт-микст обладает значительным художественным потенциалом и его можно рассматривать как один из сценариев развития художественной культуры современности.

Об авторе

Т. Г. Мдивани
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси
Беларусь
д-р искусствоведения, проф., ведущий сотрудник


Список литературы

1. Адорно, Т. Философия новой музыки / Т. Адорно. – М.: ЛогоΣ ХХI век, 2001. – 352 с.

2. Белоненко, А. С. Прошлое и будущее классической музыки европейской традиции. Заметки по поводу монографии The Oxford history of Western music. Ч. 2 / А. С. Белоненко // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 15. Вып. 4. –С. 109–131.

3. Беньямин, В. Произведения искусства в эпоху их технической воспроизводимости / В. Беньямин. – М.: Медиум, 1996 [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka_Benjamin.htm.

4. Виноградов, Е. Звукозапись. Про то, как улучшить звучание микса / Е. Виноградов [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://guitar.ru/articles/sound-rec/pro-mix.html.

5. Высоцкая, М. Музыка ХХ века. От авангарда к постмодернизму / М. Высоцкая, Г. Григорьева. – М: Моск. консерватория,2014. – 440 с.

6. Гниренко, Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства / Ю. Гниренко // Искусство России [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.gif.ru/texts/txt-gnirenko-diplom/city_266/fah_348/.

7. Гук, А. А. Техника и искусство: экспликация взаимодействия в контексте развития художественно-творческой деятельности/ А. А. Гук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/tehnika-i-iskusstvo-eksplikatsiya-vzaimodeystviya-v-kontekste-razvitiya-hudozhestvenno-tvorcheskoy-deyatelnosti#ixzz48NFOAPRx.

8. Кадцын, Л. М. Массовое музыкальное искусство ХХ столетия (эстрада, джаз, барды и рок в их взаимосвязи) / Л. М. Кадцын. – Екатеринбург, 2005. – 384 с.

9. Катунян, М. И. Между концертом и мультимедиа: новая исполнительская ситуация / М. И. Катунян // Муз. академия. – 2004. – № 2. – С. 84.

10. Куликова, И. С. Философия и искусство модернизма / И. С. Куликова – М.: Изд. полит. лит., 1980. – 272 с.

11. Лазаревич, А. А. Глобальное коммуникационное общество / А. А. Лазаревич. – Минск: Белорус. наука, 2008. – 350 с.

12. Микст [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://gallicismes.academic.ru/24659/микст.

13. Максименко, М. А. Актуальность арт-практик в современном социокультурном пространстве / М. А. Максименко [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-art-praktik-v-sovremennom-sotsiokulturnom-prostranstve.

14. Можейко, М. А. Классика – Неклассика – Постнеклассика / М. А. Можейко // История философии: энцикл. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 459–463.

15. Моряхин, В. А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа ХХ–ХХI веков / А. В. Моряхин [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://discollection.ru/article/06012009_morjahin_vladimir_anatol_evich_86496/4.

16. Нечай, О. Ф. Ракурсы: О телевизионной коммуникации и эстетике / О. Ф. Нечай. – М.: Искусство, 1990. – 119 с.

17. Петров, В. О. Инструментальный театр: типология жанра / В. О. Петров // Муз. академия. – 2010. – № 3. –С. 161–166.

18. Поспелов, П. Г. Минимализм и репетитивная техника / П. Г. Поспелов // Муз. академия. – 1992. – № 4. – С. 74–82.

19. Снеговая, О. А. Глобализация как социокультурный процесс/ О. А. Снеговая. – Ростов н/Д: ЮФУ, 2007. – 18 с.

20. Соколов, А. С. Музыкальная композиция ХХ века: диалектика творчества / А. С. Соколов. – М.: Музыка, 1992. – 230 с.

21. Сороко, Э. М. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / Э. М. Сороко, П. В. Кикель;2-е изд. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. – 266 с.

22. Цмыг, Г. П. Европейский хоровой концерт XVI–XX вв. / Г. П. Цмыг. – Staarbruecken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. – 308 c.

23. Холопова, В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. – СПб.: Лань; М.: Планета музыки, 1990. – 320 с.

24. Холопов, Ю. Н. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Н. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в музыке. – М: Музыка, 1982. – С. 52–103.

25. Штокхаузен, К. Мультиформальная музыка / К. Штокхаузен; пер. С. Савенко // ХХ век. Зарубежная музыка. – М.: Музыка, 1995. – Вып. 1. – С. 46.

26. Штокхаузен, К. Электронная и инструментальная музыка / К. Штокхаузен; пер. С. Савенко // ХХ век. Зарубежная музыка. – М.: Музыка, 1995. – С. 39.

27. Hazrat, I. Kahn. Aus einem Rosengarten Indiens / I. Kahn Hazrat. – Munchen, 1954. – 225 s.

28. Daugulis, Ēvalds. Sekvense džezā // Mūzikas zinātne šodien: pastāvigais un mainīgais. VII / Ēvalds Daugulis – Daugavpils Universitātes: Akadēmiskais apgāds ‘Saule’, 2015. – P. 189–200.

29. Loos, Helmut. «...dass in unserm Breslau wahrlich nicht die Armutan ernststrebenden Musikmenschen herrscht» / Helmut Loos // Musikgeschichte in Mittel- und Osteuropa. Heft 16 / Mittellungen der internationalen Arbeitsgeinneinschaft an der Universitat Leipzig – Lpz.: Gudrun Schröder Verlag, 2015. – S. 121–132.

30. Stoїanova, Ivanka. Karlheinz Stockhausen. Je suis les sons... / Ivanka Stoїanova/ – Ěditions Beauchesne, 2014. – 355 p.


Дополнительные файлы

Просмотров: 312

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)