ФИЛОСОФИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТРАДИЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ И НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Аннотация
Философия, по мнению автора, не сводима лишь к науке ни по своему происхождению, ни по своей сущности. Отправными пунктами философского познания являются самосознание, внутренний мир самого познающего, а также его связи со знаками и символами сверхъестественного идеального мира и процессами идеализации и идентификации. Первоначально она предстает как «древнее искусство риторического состязания», или древняя игра ума, способ социального врачевания в виде своеобразных пародий на существующую реальность, постепенно обретая форму рефлексивного мышления, на протяжении столетий рассматриваемого как выражение самой сущности философского познания. В условиях постнеклассической рациональности ХХI столетия она вновь обретает облик социально-культурного феномена, неразрывно связанного с символами и смыслами культуры, ценностями и нормами, не только выражающими сущность мировых процессов и явлений, но и определяющими сами условия существования человечества. Исходным пунктом становления и развития европейской философии является акт внутреннего самосозерцания, первоначально почерпнутый из мифологических мировоззренческих представлений, проявляемых в виде национального культурного кода через мышление человека, его религиозные убеждения и игровые состязательные формы поведения и деятельности в социуме. Осознавая себя неотъемлемой частью национальной, народной, общечеловеческой культуры, философия становится важнейшим фактором цивилизационного развития. Философские интеллектуальные традиции и их смена по существу являются выражением соответствующей ценностно-нормативной, логико-смысловой формы ее взаимодействия со всеми видами общественного сознания, придавая им форму религиозных, научных и других знаний.
Ключевые слова
Об авторе
А. И. ЛевкоБеларусь
д-р социол. наук, проф., гл. науч. сотрудник
Список литературы
1. Абушенко, В. П. Культурсоциологический анализ: дисциплинарная рамка / В. П. Абушенко // Социология. – 2015. – № 4. – С. 44–50.
2. Виндельбанд, В. Избранное. Дух и история / В. Виндельбанд. – М.: Юрист, 1995. – 687 с.
3. Выжлецов, Г. П. Рациональность и ценность: специфика и основные этапы взаимодействия / Г. П. Выжлецов // Инновационное образование и экономика. – 2015. – № 18. – С. 54–57.
4. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г. В. Ф. Гегель. – М.: Мысль, 1990. –524 с.
5. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз. – М.: Изд. центр «Академия», 1995. – 298 с.
6. Кассиди, Ф. Х. От мифа к логосу: становление греческой философии / Ф. Х. Кассиди. – М., 1972.
7. Лукашевич, В. К. Продуктивный потенциал научной рациональности: факторы формирования / В. К. Лукашевич // Тенденции духовного развития современного общества. Наука. Философия. Нравственность: материалы Междунар. науч. конф., Минск, 24 сентября 2004 г. – Минск: Право и экономика, 2004. – С. 36–38.
8. Мартысюк, П. Г. От мифа к логосу: генезис философского познания / П. Г. Мартысюк, Ф. И. Хамцова // Святой князь Владимир и Крещение Руси: цивилизационный выбор восточнославянского мира: материалы Междунар. науч. конф., Минская духовная академия при Свято-Успенском Жировичском монастыре, 14–15 мая 2015 г. / науч. редсовет: А. А. Коваленя [и др.]; Ин-т философии НАН Беларуси. – Минск: Право и экономика, 2015. – С. 388–390.
9. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1994.
10. Основы онтологии: учеб. пособие / под ред. Ф. Ф. Вяккерева [ и др.]. – СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 1997. – 280 с.
11. Хёйзинга, Й. Homo Iudens. Человек играющий / Й. Хёйзинга; пер. с нидерланд. В. В. Ошиса. – М.: Изд-во ЭСМО-Пресс, 2001. – 252 с.
12. Философия и методология науки / под ред. проф. А. И. Зеленкова. – Минск, 2010.
13. Фриге, Ф. Социология искусства / Ф. Фриге. – М.; Л.: Госизд., 1930. – 203 с.
14. Швейцер, А. Культура и этика / А. Швейцер. – М.: Прогресс, 1973. –342 с.
15. Элиаде, М. Образы и символы (эссе о магио-религиозной символике) / М. Элиаде // Миф о вечном возвращении: избр. соч. – М., 2000.