ФИЛОСОФСКАЯ ДОКТРИНА ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ – РОДОНАЧАЛЬНИКА РЕНЕССАНСА В БЕЛАРУСИ
Аннотация
Знаменитый белорусский первопечатник Франциск Скорина занимает выдающееся место в ряду восточнославянских просветителей ренессансного направления. Отмечается, что он обладает яркой россыпью талантов – наряду с книгопечатанием, ставшим главным его жизненным призванием, он добился крупных достижений в медицине, ботанике, астрономии, живописи. Знал несколько языков, встречался с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Лютером. В 1517–1519 гг. напечатал 23 иллюстрированные книги Библии на родном языке белорусов, а затем – «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». В творчестве Ф. Скорины на передний план выдвигается взаимосближение религиозно-трансцендентных и светских идеалов и ценностей. Его антропоцентрические убеждения основывались на уверенности в том, что простой человек, из народа, не обладающий ни богатством, ни знатностью, способен собственными усилиями возвеличить себя в духовно-нравственном смысле. Его этическая доктрина нацеливает человека на реальную общественно-полезную деятельность, служение народу и родной Отчизне. В творчестве Ф. Скорины осуществлено органичное единение истины, добра и справедливости. Все это должно составлять жизненное кредо человека, подкрепляться и воплощаться в его добрых делах, в его стремлении к гражданскому и социальному взаимопониманию. Лейтмотивом многогранного гуманистического творчества Ф. Скорины было понимание своего народа как целостной общности, объединенной своим происхождением, родной землей, исторической судьбой, языком, культурой, христианскими традициями, общими государственными границами и законами.