ЦЕННОСТИ КАК КЛЮЧЕВОЙ КОМПОНЕНТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты исследования структуры организационной культуры и системы ее ценностей. Организационная культура понимается как система ценностей, норм, правил, традиций, которые существуют (доминируют) в организации и определяют организационное поведение ее членов и организационный стиль. Рассматривается трехуровневая концепция организационной культуры американского исследователя Э. Шейна, включающая поверхностный, подповерхностный и глубинный уровни. Ценности организационной культуры представляют собой подповерхностный уровень организационной культуры и являются одним из основных структурных компонентов организационной культуры, а также в значительной мере определяют саму организационную культуру. Среди ценностей организационной культуры выделяются терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности, или ценности-цели, представляют собой убеждения в том, что некая конечная цель существования организации стоит того, чтобы к ней стремиться, тогда как инструментальные ценности, или ценности-средства, это – убеждения, что некий образ действий или свойство личности является предпочтительным в данной организации и ее деятельности. Миссия организации является основной ценностью-целью организации, формулировкой стратегической долгосрочной цели существования конкретной организации, содержащей общее обоснование назначения организации. Представлено соотношение фундаментальных, провозглашаемых и разделяемых ценностей организационной культуры.