ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В ЖИВОПИСИ КИТАЯ 1990-х – НАЧАЛА 2000-х гг


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-1-85-93

Полный текст:


Аннотация

Опираясь на европейский и общемировой опыт выражения идеи художественного произведения, китайские художники непременно включали собственную национальную традицию в контекст такого произведения. Это привело к переосмыслению европейских концепций в рамках собственной культуры и созданию уникальных концепций живописи. Среди них как традиционные (го-хуа), так и новые концепции (концептуальное искусство, циничный реализм, политический и культурный поп-арт, вульгарное искусство, живопись женского движения Китая). Развитие современного искусства в Китае, как и во всем мире, характеризуется многовекторностью, большим количеством направлений, внутри каждого из которых могут сосуществовать концепции, в определенных моментах противоречащие друг другу. Спектр концепций в живописи Китая в начале третьего тысячелетия достаточно сложно подробно структурировать, однако можно выделить три основных концептуальных вектора (направления): «смысл-образ», «образ-смысл», «понимание-смысл». Концепции внутри трех векторов существуют и развиваются, опираясь на европейский и общемировой опыт выражения идеи художественного произведения, одновременно включая собственную национальную традицию в контекст художественного произведения. Каждая концепция либо опирается на традицию, либо отвергает её; то стремится сопоставить, то противопоставить традиции современное искусство. Благодаря подобным феноменам китайская живопись смогла преодолеть кризис повторения концепций, не ограничивать актуальность современного искусства его поверхностным планом.

 


Об авторе

Е. В. Артёмова
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси, Минск
Беларусь
аспирант


Список литературы

1. Левитт, С. Параграфы о концептуальном искусстве / С. Левитт // Moskow ART Magazine. − 2008. − № 69 [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://xz.gif.ru/numbers/69/paragr-concept/. − Дата доступа: 16.04.2017.

2. Золотарева, Л. Р. Методы исследования в современном искусствоведении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/14_ENXXI_2014/Philosophia/1_169435.doc. htm. – Дата доступа: 31.07.2015.

3. Иванова, Ю. В. Традиционная живопись в современной культуре Китая / Ю. В. Иванова, Н. Ф. Яковлева // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Серия: Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2013. – № 4(51). – С. 228–236.

4. Артемьева, Л. С. Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания: метод. рекомендации к программе курса / Л. С. Артемьева. – М.: РГГУ, 1997. – 121 с.

5. Artlinkart database [Electronic resourse]. −2017. – Mode of access: http://www.artlinkart.com/en/artist/wrk_sr/dcaiyAr. – Date of access: 19.02.2017.

6. Beijin Reviev China’s National English news weekly [Electronic resourse]. – 2017. – Mode of access: http://www. bjreview.com.cn/life/txt/2012–05/07/content_451160.htm. − Date of access: 19.02.2017.

7. Сяо, Чжоу. Краткий анализ «авангарда» в китайском искусстве / Чжоу Сяо // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 2. – С. 46–48.

8. Chae, Youn-Jeong. Film Space and the Chinese Visual Tradition: а dissertation Ph. D. / Youn-Jeong Chae. − New York University, 1997. – 570 р.

9. Бабушкина, О. В. Феноменолого-экзистенциальный подход к интерпретации абстрактной живописи: автореф. дис. … канд. филос. наук: 09.00.04 / О. В. Бабушкина; Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2004. – 204 с.

10. Чистякова, А. А. Смысл стиля: постмодернизм, демистификация и диссонанс в китайском авангардном искусстве после событий на площади Тяньаньмэнь / А. А. Чистякова, Чи Жань Джулия // Социол. обозрение. – 2010. – № 2. – С. 87–91.

11. Barnhart, R. Survivals, revivals, and the classical tradition of Chinese figure painting. Proceedings of the International Symposium on Chinese Painting / R. Barnhart. – Taipei: National Palace Museum, 1972. – 205 p.

12. Неглинская, М. А. Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ века [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Абстрактный_экспрессионизм_и_китай-ская_национальная_живопись_го-хуа_конца_ХХ_в. − Дата доступа: 07.05.2013.

13. Anagnos, A. Cultural Nationalism and Chinece Modernity. In Cultural Nationalism in East Asia: Representation and Identity, ed. Harumi Befu / A. Anagnos. – Berkeley: University of California Press, 1993. – 356 p.

14. Bonnefanten museum Maastricht [Electronic resource]. – 2014. − Mode of access: http://www. bonnefanten.nl/en/ exhibitions/baca_cai_guo_qiang/. – Date of access: 02.09.2016.

15. Artnet Auctions (gallery) [Electronic resource] / Artnet Worldwide Corporation. – New York, 2014. – Mode of access: http://www.artnet.com/artists/pan-yuliang/past-auction-results. – Date of access: 20.03.2015.

16. Hu, Ying. Tales of Translation: Composing the New Woman in China, 1899−1918 / Ying Hu. − Stanford: Stanford University Press, 2000. – P. 112–225


Дополнительные файлы

Просмотров: 127

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)