СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕНЩИН-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ НАУКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-3-288-296
Аннотация
Рассматривается специфика научно-исследовательской деятельности женщин-научных работников, обусловленная гендерной ролью женщины в рамках методологического подхода – структурного функционализма. Исходя из необходимости совмещения супружеских, материнских и профессиональных ролей, репрезентируются стратегии профессионализации женщины-ученого. Анализируется влияние замужества и материнства на научноисследовательскую деятельность женщин по результатам социологического исследования, проведенного в 2017 г. среди женщин-научных работников Национальной академии наук Беларуси. На основе анализа данных социологического исследования сделан вывод о том, что значение семьи и научной карьеры для женщин-исследователей зависит от возраста, наличия ученой степени и занимаемой должности. Для женщин-исследователей высоко значимы как традиционные семейные ценности, так и ценности профессиональной самореализации и экономической самостоятельности. При общей удовлетворенности семейным положением, а также совмещении личной жизни и профессиональной деятельности практически каждая пятая женщина испытывает трудности при совмещении научно-исследовательской деятельности и семейной жизни. «Двойная нагрузка» как фактор, снижающий эффективность научной деятельности женщин, в совокупности с высокой значимостью профессии и семьи для женщины является предпосылкой «ролевого конфликта работающей женщины». Гендерные стереотипы, которые зачастую отражают реальное положение дел в повседневных практиках женщин, оказывают влияние на научную деятельность женщин-исследователей.
Об авторе
А. П. СоловейБеларусь
научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров. Институт социологии, Национальная академия наук Беларуси
Список литературы
1. Гаврилица, О. А. Чувство вины у работающей женщины / О. А. Гаврилица // Вопр. психологии. – 1998. – № 4. – С. 65–70.
2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; пер. с фр. А. Б. Гофмана. – М. : Канон, 1996. – 432 с.
3. Дюркгейм, Э. Самоубийство: социологический этюд / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. – М.: Мысль, 1994. – 399 с.
4. Иванова, Е. Ф. Гендерная роль / Е. Ф. Иванова // Словарь гендерных терминов ; под ред. А. А. Денисовой. – М.: Информация XXI век, 2002. – 256 с.
5. Киселева, Е. В. Планирование и развитие карьеры: учеб. пособие для студ. высших учебных заведений / Е. В. Киселева. – Вологда: Легия, 2010. – 332 с.
6. Коул, Дж. Замужество, материнство и исследовательская продуктивность женщин в науке / Дж. Коул, Г. Цукерман // Женщины в науке: реф. сб. – М.: ИНИОН, 1989. – С. 150–154.
7. Матиас, М. Л. Что мешает успеху женщин в науке: факторы, влияющие на научную подготовку и участие в научном сообществе ИР / М. Л. Матиас // Женщины в науке : реф. сб. – М.: ИНИОН, 1989. – С. 143–149.
8. Parsons, T. The American Family: Its Relations to Personality and to the Social Structure / T. Parsons, R. Bales // Family, Socialization and Interaction Process. – London: Routledge, 1998. – Р. 3–33. https://doi.org/10.4324/9781315824307