АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В БЕЛАРУСИ (конец ХIХ – начало XXI в.)
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-3-317-328
Аннотация
Цель работы – представить историю антропологического изучения физического развития белорусских детей, подростков и молодежи, которая берет начало с конца XIX в., в то время, когда антропологическая наука переживала период своего становления. В 1920-х гг. одной из государственных задач была охрана здоровья подрастающего поколения, тогда же началось планомерное изучение физического развития детского населения БССР. В это же время разрабатывались единые методические подходы, была внедрена математическая обработка данных и впервые создавались нормативы физического развития белорусских детей. В 1950-х гг. массовые исследования здоровья и физического статуса детей и подростков в нашей республике проводились силами врачей и гигиенистов. Результаты их работы позволили установить динамику и выявить основные закономерности формирования детского организма, а также создать новые возрастно-половые стандарты физического развития школьников. Начиная с 1970-х гг. сотрудниками отдела антропологии Института истории НАН Беларуси проводятся систематические комплексные исследования физического развития детей, подростков и молодежи, включающие также изучение внутригрупповых различий с учетом темпов роста и определения типа их соматического развития. Благодаря этой работе в нашей республике на обширном материале, с использованием методов продольного и поперечного изучения населения были получены результаты, иллюстрирующие важнейшие эпохальные закономерности физического развития новорожденных, дошкольников, учащихся школ, характеризующие в том числе процесс акселерации (ускорения роста, развития и созревания организма). В историческом аспекте важнейшим направлением антропологических исследований на современном этапе является мониторинг физического развития детского населения Республики Беларусь. Было также установлено наличие явления грацилизации (уменьшение массивности скелета), вследствие чего у современных школьников наблюдается более тонкое телосложение в возрастном интервале 7–17 лет.