СЮЖЭТ, ФАБУЛА, КАМПАЗІЦЫЯ Ў ЭМАТЫЎНЫМ ТЭКСЦЕ ПАЭЗІІ
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-3-355-365
Аннотация
Делаются попытки вписать эмоцию в структуру произведения, а именно рассмотреть ее функционирование на уровне фабулы, композиции, сюжета. Утверждается положение, что эмоция – это средство моделирования сюжета. Поэтическое произведение состоит из эмоциональных рядов, каждый из которых имеет свою доминирующую эмоцию. Движение этих эмоций образует композицию сюжета. Обосновывается тезис, что эмоциональные ряды, объединенные общей эмоцией, становятся выразителями определенной эмотемы, которые в совокупности предопределяют развертывание фабулы. Эмоции входят в поэтический текст, определяют его эмоциональность и становятся материалом (материей) для фабульного выявления эмотем. Отмечается, что Максиму Танку более характерны фабулярные произведения, где присутствует мини-история, в которой сюжетные части (эмотемы) соединены причинно-следственной связью, а Евгения Янищиц избегает строгой нормированности структуры стиха, отдавая предпочтение власти эмоций и чувств.