СЮЖЭТ, ФАБУЛА, КАМПАЗІЦЫЯ Ў ЭМАТЫЎНЫМ ТЭКСЦЕ ПАЭЗІІ


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-3-355-365

Полный текст:


Аннотация

Делаются попытки вписать эмоцию в структуру произведения, а именно рассмотреть ее функционирование на уровне фабулы, композиции, сюжета. Утверждается положение, что эмоция – это средство моделирования сюжета. Поэтическое произведение состоит из эмоциональных рядов, каждый из которых имеет свою доминирующую эмоцию. Движение этих эмоций образует композицию сюжета. Обосновывается тезис, что эмоциональные ряды, объединенные общей эмоцией, становятся выразителями определенной эмотемы, которые в совокупности предопределяют развертывание фабулы. Эмоции входят в поэтический текст, определяют его эмоциональность и становятся материалом (материей) для фабульного выявления эмотем. Отмечается, что Максиму Танку более характерны фабулярные произведения, где присутствует мини-история, в которой сюжетные части (эмотемы) соединены причинно-следственной связью, а Евгения Янищиц избегает строгой нормированности структуры стиха, отдавая предпочтение власти эмоций и чувств.


Об авторе

С. У. Калядка
Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, Мінск,
Беларусь
кандидат филологических наук, старший ведущий сотрудник


Список литературы

1. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : Искусство-СПБ, 1998. – С. 14–285.

2. Арнольд, И. В. Проблемы диалогизма, интертекстуальности и герменевтики: (В интерпретации художественного текста) : лекции к спецкурсу / И. В. Арнольд ; РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб. : Образование, 1997. – 59 с.

3. Bennett, А. An Introduction to Literature, Criticism and Theory. Third edition / А. Bennett, N. Royle. –5th Edition. – London: Routledge, 2016. – 441 p. https://doi.org/10.4324/9781315652450

4. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / Б. В. Томашевский ; вступ. ст. Н. Д. Тамарченко; коммент. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 203 с.

5. Ильин, И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И. П. Ильин; науч. ред. А. Е. Махов. – М. : INTRADA, 2001. – 385 с.

6. Поспелов, Г. Н. Целостно-системное понимание литературных произведений / Г. Н. Поспелов // Вопр. методологии и поэтики: cб. ст. – М. : Изд-во МГУ, 1983. – С. 138–172.

7. Корман, Б. О. О целостности художественного произведения / Б. О. Корман // Избранные труды по истории и теории литературы. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 236 с.

8. Гиршман, М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / М. М. Гиршман. – М. : Языки славянских культур, 2007. – 560 с.

9. Разанаў, А. Паляванне ў райскай даліне: Версэты. Паэмы. Пункціры. Вершаказы. З Вяліміра Хлебнікава. Зномы / А. Разанаў; маст. С. В. Чарановіч. – Мінск : Маст. літ., 1995. – 287 с.

10. Фарино, Е. Введение в литературоведение: учеб. пособие / Е. Фарино. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. – 640 с.

11. Лотман, Ю. М. О поэтах и поэзии / Ю. М. Лотман. – СПб. : Искусство-СПБ, 1996. – 846 с.

12. Танк, М. Збор твораў: у 13 т. / М. Танк. – Мінск: Беларус. навука, 2008. – Т. 6: Вершы (1983–1995). – 456 с.

13. Шаховский, В. И. Лингвистическая теория эмоций / В. И. Шаховский. – М. : Гнозис, 2008. – 416 с.

14. Яўгенія Янішчыц: творы, жыццяпіс, каментарыі: у 4 т. / уклад: С. У. Калядка, Т. П. Аўсяннікава; рэд. тома Л. Г. Кісялёва. – Мінск: Беларус. навука, 2016. – Т.1. – 599 c.


Дополнительные файлы

Просмотров: 191

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)