Возникновение и онтологические характеристики телевизионной документальной драмы


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-4-482-489

Полный текст:


Аннотация

Анализируется генезис телевизионной документальной драмы (далее – докудрама), ее двойственная природа, которая вызывает много споров у теоретиков кино. Рассматриваются ее онтологические характеристики, в частности, свойственная ей природа документального театра. Докудрама зародилась на стыке художественного и документального кино, когда режиссерами поднимались важные социальные или исторические вопросы, касающиеся событий, происходивших в государстве. Прообраз докудрамы появился задолго до изобретения телевидения и связан с первыми кинохрониками и фильмами Э. Кёртиса и Р. Флаэрти. Этот опыт получил большое развитие с появлением телевидения, для которого характерны сочетание камерности и интимности, акцент на крупные планы, возможность рассказывать истории, основанные на реальных событиях. Выделяется становление документальной драмы на ВВС (Великобритания), которая проявила огромный интерес ко всем сферам жизни – от британской культуры и истории до социальных и политических тем. Прослеживаются популярность и востребованность докудрамы на современном этапе и приобретение ею устойчивых форм, что позволяет выделить ее в самостоятельный вид экранного искусства. Исследуются также становление и развитие докудрамы в Беларуси, которые в первую очередь связаны с именем режиссера Владимира Бокуна.


Об авторе

Н. Г. Стежко
Белорусский государственный университет, Институт журналистики
Беларусь

Стежко Наталья Григорьевна – кандидат искусствоведения, доцент кафедры телевидения и радиовещания института журналистики.

Ул. Кальварийская, 9, 220004, Минск



Список литературы

1. Штейн, С. Ю. Онтология кино и проблематизация ключевых вопросов теоретического киноведения [Электронный ресурс] / С. Ю. Штейн. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ontologiya-kino-i-problematizatsiyaklyuchevyh-voprosov-teoreticheskogo-kinovedeniya. – Дата доступа: 17.02.2017.

2. Болгова, С. М. Современная документальная драма: к истории вопроса / С. М. Болгова // Изв. Самарск. науч. центра Рос. акад. наук. – 2014. – Т. 16, № 2 (2). – С. 386.

3. Луков, В. А. Эрвин Пискатор [Электронный ресурс] / В. А. Луков. – Режим доступа: www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/2/Lukov_Erwin-Piscator/. – Дата доступа: 20.02.2017.

4. Пави, П. Словарь театра / П. Пави; пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

5. Орлова, Т. Д. Еще раз про ушедший поезд, или Кто за все в ответе? [Электронный ресурс] / Т. Д. Орлова. – Режим доступа: http://mdrama.by/node/1751. – Дата доступа: 16.02.2017.

6. Кракауэр, З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности / З. Кракауэр; сокр. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой; вступ. ст. Р. Н. Юренева. – М.: Искусство, 1974. – 424 с.

7. Гращенкова, Н. Ценность фотографии: документальные и художественные предпосылки [Электронный ресурс] / Н. Гращенкова. – Режим доступа: http://e-notabene.ru/fr/article_149.html. – Дата доступа: 22.02.2017.

8. Эдвард Кёртис и его фильм «В краю охотников за головами» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// www.liveinternet.ru/users/5243321/post367821567/. – Дата доступа: 13.02.2017.

9. Грачева, Е. Жизнь и кино Роберта Флаэрти [Электронный ресурс] / Е. Грачева // Сеанс. – № 32. – Режим доступа: http://seance.ru/n/32/portret-flaerty/zhizn-ikino-roberta-flaerti. – Дата доступа: 17.02.2017.

10. Irwin, M. BBC television documentary 1960–1970: a history [Electronic resource]. – Mode of access: http://ethos.bl.uk/ OrderDetails.do?uin=uk.bl.ethos.492389. – Date of access: 22.02.2017.

11. Шергова, К. А. Докудрама – новый жанр? [Электронный ресурс] / К. А. Шергова // Академия медиаиндустрии. – Режим доступа: http://archive.li/zaUtb. – Дата доступа 21.02.2017.

12. Десятерик, Д. Последний идеалист. Портрет Кена Лоуча / Д. Десятерик // Искусство кино. – 2013. – № 6. – С. 63.

13. Гмызина, Э. В. Документальная драма как способ презентации прошлого в современном телевизионном дискурсе / Э. В. Гмызина // Приоритетные направления развития науки и образования: материалы XI Междунар. науч.практ. конф., Чебоксары, 27 ноября 2016 г.: в 2 т. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – Т. 1. – С. 40–41.

14. Малькова, Л. Ю. ТВ: игры с документальной формой [Электронный ресурс] / Л. Ю. Малькова // Медиаскоп. – Режим доступа: http://mediascope.ru/node/1126 . – Дата доступа 23.03.2017.

15. Willis, E. E. Foundations in Broadcasting / E. E. Willis. – New York: Oxford University Press, 1951. – 439 p.

16. Cambridge Dictionary [Electronic resource]. – Mode of access: http://dictionary.cambridge.org/ru/словарь/английский/docudrama. – Date of access: 23.03.2017.

17. Kaiser, R. Problems of Docudrama-Legal and Otherwise / R. Kaiser. – Geneva: European Broadcast Union, 1980. – 227 p.

18. Fournier, G. British Docudrama [Electronic resource] / G. Fournier // inMedia: Cinema and Marketing. – 2013. – № 3. – Mode of access: https://inmedia.revues.org/591. – Date of access: 27.03.2017.

19. Стежко, Н. Докудрама на белорусском телеэкране / Н. Стежко // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта. Серыя 4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2012. – № 3. – С. 69–73.


Дополнительные файлы

Просмотров: 82

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)