Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Философские основания интернационализации высшего образования


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2019-64-2-135-144

Полный текст:


Аннотация

Рассматриваются различные концептуальные подходы к пониманию феномена интернационализации высшего образования. В частности, проанализированы основные заблуждения и мифы, циркулирующие в академической среде в отношении данного феномена, разобраны типы его обоснования, рассмотрены заинтересованные стороны. Детально показаны концептуальные отличия интернационализации от глобализации, подчеркивается характер высшего образования как национального феномена. В силу различия национальных приоритетов и заинтересованных сторон делается вывод, что интернационализация сама по себе не может быть целью, однако может являться приоритетом национальной и институциональной политики. Представлен генезис интернационализации как попытки интеграции через различные программы по совершенствованию качества высшего образования постсоциалистических стран в общеевропейское пространство в 1990–2000-х гг. В результате устанавливается связь интернационализации высшего образования с такими концептами, как «интеграция» и «качество», а сам феномен представляется как институциональный процесс, лежащий в поле дихотомии данных концептов.


Об авторе

Д. А. Смоляков
Институт философии Национальной академии наук Беларуси; Линнаньский педагогический университет.
Беларусь

Смоляков Дмитрий Анатольевич – кандидат философских наук, старший научный сотрудник. Институт философии.

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072.



Список литературы

1. Государственная программа «Образование и молодёжная политика на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.brsu.by/sites/default/files/gosudarstvennaya_programma_obrazovanie_i_molodezhnaya_politika_na_2016_-_2020_gody.pdf. – Дата доступа: 03.08.2018.

2. Государственная программа развития высшего образования на 2011–2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/post893.pdf. – Дата доступа: 03.08.2018.

3. О деятельности УВО по развитию экспорта образовательных услуг в контексте концепции развития экспорта услуг (продвижение бренда «Образование в Беларуси») на 2018–2020 годы, утвержденной Министерством образова- ния Республики Беларусь (приказ № 130 от 20.02.2018 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://srrb.niks.by/solution/2018-02-28-1.pdf. – Дата доступа: 03.08.2018.

4. Beck, K. Globalization/s: reproduction and resistance in the internationalization of higher education / K. Beck // Canad. J. of Education. – 2012. – Vol. 35, № 3. – P. 133–148.

5. Stier, J. Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: idealism, instrumentalism and educationalism / J. Stier // Globalisation, Societies a. Education. – 2004. – Vol. 2, iss. 1. – P. 1–28. https://doi.org/10.1080/1476772042000177069

6. Knight, J. Internationalization remodeled: definition, approaches, and rationales / J. Knight // J. of Studies in Intern. Education. – 2004. – Vol. 8, iss. 1. – P. 5–31. https://doi.org/10.1177/1028315303260832

7. K night, J. Five myths about i nternationalization / J. K night // I ntern. H igher E ducation. – 2011. – № 62. https:// doi.org/10.6017/ihe.2011.62.8532

8. De Wit, H. Globalisation and internationalisation of higher education / H. De Wit // Rev. de Univ. y Soc. del Conocimiento. – 2011. – Vol. 8, № 2. – P. 241–248. http://doi.org/10.7238/rusc.v8i2.1247

9. Altbach, P. G. The internationalization of higher education: motivations and realities / P. G. Altbach, J. Knigh // J. of Studies in Intern. Education. – 2007. – Vol. 11, № 3–4. – P. 290–305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542

10. De Wit, H. Internationalization of higher education in the United States of America and Europe: a historical, comparative, and conceptual analysis / H. De Wit. – Westport : Greenwood Press, 2002. – 270 p.

11. Quality and internationalisation in higher education / OECD. – Paris : Organisation for Economic Co-operation a. Development, 1999. – 268 p. https://doi.org/10.1787/9789264173361-en

12. Giddens, A. The consequences of modernity / А. Giddens. – Stanford : Stanford Univ. Press, 1990. – 186 p.

13. Appadurai, A. Modernity at large: cultural dimensions of globalization / А. Appadurai. – Minneapolis : Univ. of Minnesota Press, 1996. – 229 p.

14. Teichler, B. Internationalisation of higher education: European experiences / В. Teichler, М. Kehm, Н. De Wit. – Amsterdam : Europ. Assoc. for Intern. Education, 2005. – 180 p.

15. Klemencic, M. Evaluation of the impact of the Erasmus programme on higher education in Slovenia [Electronic resource] / M. Klemencic, A. Flander. – Ljubljana : CMEPIUS, 2013. – Mode of access: https://scholar.harvard.edu/files/manja_klemencic/files/klemencic_flander_impact_of_erasmus_on_he_in_slovenia_2013_0.pdf. – Date of access: 12.11.2017.

16. Tempus: programme of cooperation in higher education between EU, PHARE and TACIS countries / Europ. Comission. – Luxembourg : Office for Offic. Publ. of the Europ. Communities, 1998. – Mode of access: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/d61f5582-815a-4fd3-990c-a8aa0e818bf0/language-en/format-PDF/source-43845326. – Date of access: 12.11.2017.

17. From Erasmus Mundus to Erasmus+ [Electronic resource] // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency (EACEA) European Comission. – Mode of access:http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/tools/documents/repository/em_central_asia.pdf. – Date of access: 12. 11. 2017.

18. Knight, J. Updated definition of internationalization / J. Knight // Intern. Higher Education. – 2003. – № 33. https://doi.org/10.6017/ihe.2003.33.7391

19. Harvey, L. Define quality / L. Harvey, D. Green // Assessment a. Evaluation in Higher Education. – 1993. – Vol. 18, № 1. – Р. 9–34.


Дополнительные файлы

Просмотров: 116

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)