«Пані Ядвіга» В. Солтана: либреттологический аспект исследования оперного авантекста
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2019-64-2-191-199
Аннотация
Статья посвящена либреттологическому исследованию оперного авантекста музыкально-театрального произведения В. Солтана «Пані Ядвіга». Цель статьи – анализ художественного уровня авантекста оперы, представленного литературным первоисточником и либретто. Задачи статьи – проведение поэтапного литературоведческого анализа русскоязычной и незавершенной белорусскоязычной версий текста документальной новеллы К. Тарасова, ставшей литературной праосновой оперы, выявление жанровых, содержательных и образных трансформаций, произошедших в либретто С. Климкович по сравнению с первоисточником. Поэтапный литературоведческий анализ текста сочинения К. Тарасова позволил определить тематику, проблематику, идейный мир произведения, идентифицировать его жанр как документальную новеллу с элементами детективного рассказа, проследить драматургию развития образов главных героев, выявить тип пафоса. Исследование либретто оперы велось по пути отслеживания модификаций, возникших в нем в сравнении с первоисточником, с точки зрения сюжета, жанра, драматургии, ком- позиции, образных характеристик персонажей, введения деталей-символов, отсутствовавших в новелле. В качестве жанровой доминанты либретто отмечена лирика, выраженная в акцентировке внимания на психологических и любовных переживаниях героев и в принципе облагораживания образов главных персонажей. С целью адаптации тек- ста повести к требованиям музыкально-театрального жанра в либретто введены герои и события, отсутствовавшие в новелле. Текст С. Климкович отличается высокими художественными качествами и красотой слога. Стройно организованная драматургия либретто позволяет говорить о нем как о качественной основе для дальнейших композиторской, дирижерской, исполнительской и режиссерской интерпретаций.