Вывучэнне рамана: гісторыя і сучаснасць
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2019-64-2-200-208
Аннотация
В современной науке о литературе назрела необходимость разработки внутрижанровой типологии романа, что позволит не только систематизировать знания об известных романных текстах, но и определить эстетические возможности современного романа. Жанровая эволюция романа традиционно разрабатывается в социально- историческом русле на основе содержательных характеристик. Представители формалистской школы рассматривают жанр как систему приёмов, мотивацией к выделению новой романной формы выступает художественная неповторимость, которой обусловлена специфика развития сюжета и раскрытия темы. Г. Н. Поспелов связывает трактовку характеров героев с сюжетно-композиционной спецификой, М. М. Бахтин формулирует идею диалогичности, выделяет монологический и полифонический романы. Развивает бахтинскую теорию романа Н. А. Вердеревская, которая уделяет основное внимание структуре образа главного героя. А. Я. Эсалнек рассматривает жанр романа в тесной взаимосвязи с методом и стилем автора. Продолжает традицию формалистской школы Н. С. Лейтес, согласно типу сюжетообразования выделяет роман прямого и непрямого отображения. Н. Д. Тамарченко прослеживает эволюцию романа через характеристики его эстетических возможностей в творчестве известных мастеров слова. Дуализм, или вариативность, отличает классификации, разработанные в западноевропейском литературоведении (англоамериканская школа «неокритицизма», немецкая школа «интерпретации»), в которых обращается внимание на структурную организацию, художественные взаимоотношения между автором и повествователем, автором и персонажем.