Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Потребление: концептуализация понятия в зарубежной классической социологии

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2021-66-2-153-162

Полный текст:

Аннотация

Рассмотрены концептуальные основы понятия «потребление» в зарубежной классической социологии. Разработана авторская теоретическая схема анализа потребления. Представлены подходы к потреблению в рамках структурного функционализма на уровне макросоциального анализа – классовый, институциональный подходы, в основе которых лежит принцип социальной организации и подчинения, а социальными функциями потребления выступают стратификация и установление контроля со стороны заинтересованных систем, а также на уровне микросоциального анализа – социально-культурный подход, в основе которого находится принцип идентификации, а социальные функции потребления заключаются в рациональности субъектов в процессе самореализации и установления социальных коммуникаций в условиях ценностно-нормативной системы культуры. В результате обзора научной литературы выявлено, что на современном этапе среди исследователей не было достигнуто консенсуса по принятию широкого определения понятия «потребление» в социологии, поскольку оно, как правило, задается контекстом исследования. На основе анализа социологических подходов к потреблению было сформулировано его определение как социальной деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей путем приобретения, использования, уничтожения и отчуждения благ, в результате которой определяются, устанавливаются и поддерживаются социальные различия и отношения, социальная структура, институциональное влияние, ценностно-нормативная система культуры, социальная идентичность, стили жизни, социальные связи и коммуникации.

Об авторе

А. В. Семёнова
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Семёнова Александра Вячеславовнa, аспирант, младший научный сотрудник

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Овруцкий, А. В. Социология потребления: основные направления исследования / А. В. Овруцкий // Наука о человеке: гуманитар. исслед. – 2010. – № 5. – С. 160–167.

2. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен ; пер. с англ., вступ. ст. С. Сорокиной. – М. : Прогресс, 1984. – 367 с.

3. Зиммель, Г. Избранное : [в 2 т.] / Г. Зиммель ; [сост.: С. Я. Левит, Л. В. Скворцов ; отв. ред. Л. Т. Мильская]. – М. : Юристъ, 1996. – Т. 2 : Созерцание жизни. – 607 с.

4. Бурдье, П. Различение: социальная критика суждения / П. Бурдье ; пер. с фр. О. И. Кирчик // Экон. социология. – 2005. – Т. 6, № 3. – С. 25–48.

5. Blue, S. The Sociology of consumption / S. Blue // The Cambridge handbook of sociology / еd. K. O. Korgen. – Cambridge, 2017. – Vol. 2 : Specialty and interdisciplinary studies. – Р. 265–274.

6. Horkheimer, M. Dialectic of enlightenment: philosophical fragments / M. Horkheimer, T. Adorno ; transl. E. Jephcott ; еd. G. S. Noerr. – Stanford : Stanford Univ. Press, 2002. – 282 p.

7. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе ; пер. с англ. А. А. Юдина. – М. : АСТ : Ермак, 2003. – 331 с.

8. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. и сопровод. ст. С. Зенкина. – М. : Рудомино, 2001. – 218 с.

9. Бодрийяр, Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр., послесл. и примеч. Е. А. Самарской. – М. : Республика : Культур. революция, 2006. – 268 с.

10. Izberk¬Bilgin, E. An interdisciplinary review of resistance to consumption, some marketing interpretations, and future research suggestions / Е. Izberk-Bilgin // Consumption Markets & Culture. – 2010. – Vol. 13, № 3. – Р. 299–323. https://doi.org/10.1080/10253861003787031

11. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман ; пер. с англ. В. М. Коробочкина. – М. : Весь мир, 2004. – 185 с.

12. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. – М. : Логос, 2005. – 390 с.

13. Douglas, M. The world of gods: towards an anthropology of consumption / M. Douglas, B. C. Isherwood. – London : Routledge, 1996. – 169 p. https://doi.org/10.4324/9780203434857

14. Sassatelli, R. Consumer culture: history, theory and politics / R. Sassatelli. – London : Sage Publ. Ltd, 2007. – 249 p. https://doi.org/10.4135/9781446212684

15. De Certeau, M. The practice of everyday life / М. de Certeau. – Berkeley : Univ. of California Press, 1984. – 229 p.

16. Miller, D. Material culture and mass consumption / D. Miller. – Oxford : Basil Blackwell, 1987. – 240 p.

17. Mayr, C. Implication of the symbolic interactionist perspective for the study of taboo consumption / C. Mayr. – Klagenfurt : Alpen-Adria-Univ., 2018. – 21 p. – (IfS Discussion Paper ; 5).


Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)