Потребление: концептуализация понятия в зарубежной классической социологии
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2021-66-2-153-162
Аннотация
Рассмотрены концептуальные основы понятия «потребление» в зарубежной классической социологии. Разработана авторская теоретическая схема анализа потребления. Представлены подходы к потреблению в рамках структурного функционализма на уровне макросоциального анализа – классовый, институциональный подходы, в основе которых лежит принцип социальной организации и подчинения, а социальными функциями потребления выступают стратификация и установление контроля со стороны заинтересованных систем, а также на уровне микросоциального анализа – социально-культурный подход, в основе которого находится принцип идентификации, а социальные функции потребления заключаются в рациональности субъектов в процессе самореализации и установления социальных коммуникаций в условиях ценностно-нормативной системы культуры. В результате обзора научной литературы выявлено, что на современном этапе среди исследователей не было достигнуто консенсуса по принятию широкого определения понятия «потребление» в социологии, поскольку оно, как правило, задается контекстом исследования. На основе анализа социологических подходов к потреблению было сформулировано его определение как социальной деятельности по удовлетворению материальных и духовных потребностей путем приобретения, использования, уничтожения и отчуждения благ, в результате которой определяются, устанавливаются и поддерживаются социальные различия и отношения, социальная структура, институциональное влияние, ценностно-нормативная система культуры, социальная идентичность, стили жизни, социальные связи и коммуникации.