Кинохроникальные кадры освобождения Минска и их искусствоведческая атрибуция
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2021-66-4-450-460
Аннотация
Статья посвящена проблемам изучения золотого фонда национальной кинолетописи – кинохроники освобождения Беларуси от немецко-фашистских оккупантов. Проанализирован процесс систематизации и каталогизации массива фронтовой кинолетописи в послевоенные десятилетия, дана количественная оценка коллекциям фронтовой кинолетописи, хранящимся в киноархивах России и Беларуси. Приведены сведения о ранее неизвестных архивных источниках – операторских съемочно-монтажных листах, позволяющих осуществлять атрибуцию кинохроникальных кадров. На примере широко известных кадров-символов, снятых в освобожденном Минске 3 июля 1944 года, представлена авторская методология историко-искусствоведческой атрибуции, а также дана оценка диапазона ее практической применимости.
Об авторе
К. И. РемишевскийБеларусь
Ремишевский Константин Игоревич – кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник
ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск
Список литературы
1. История белорусского кино : в 2 т. / А. В. Красинский [и др.]. – Минск : Наука и техника, 1969. – Т. 1 : 1924–1945 / ред.: В. И. Нефед, И. Л. Долинский. – 238 с.
2. Гісторыя кінамастацтва Беларусі : у 4 т. / Нац. акад. навук Беларусі, Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору. – Мінск : Беларус. навука, 2001. – Т. 1 : 1924–1959 гг. / А. В. Красінскі. – 238 с.
3. Великая Отечественная война в киноискусстве Беларуси / А. А. Карпилова [и др.] ; редкол.: А. А. Карпилова, О. Ф. Нечай, А. В. Красинский. – Минск : Беларус. навука, 2010. – 339 с.
4. Томберг, В. Э. В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора / В. Э. Томберг. – М. : Эйзенштейнцентр, 2003. – 250 c.
5. Рэмiшэўскi, К. Глядзець і разглядаць. Нататкi пра франтавы кiнарэпартаж / К. Рэмiшэўскi // Мастацтва. – 2004. – № 7–8. – С. 41–44.
6. Ремишевский, К. И. Раздокументированная кинолетопись Великой Победы и Memory Studies / К. И. Ремишевский // Историческая память о Беларуси как фактор консолидации общества : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 26–27 сент. 2019 г. / Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии НАН Беларуси, Центр. науч. б-ка им. Я. Коласа НАН Беларуси ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2019. – С. 313–315.
7. Ремишевский, К. И. Бессмертная кинолетопись Михаила Берова: сотворить искусство из ада земного / К. И. Ремишевский // СК-Новости. – 2020. – 16 марта. – С. 21.
8. Михайлов, В. П. Фронтовой кинорепортаж / В. П. Михайлов, С. С. Остроумова, В. А. Сущинский ; Науч.- исслед. ин-т теории и истории кино. – М. : [б. и.], 1977. – 167 с.
9. Российский государственный архив кинодокументов. – Арх. № 3631 «Партизаны».
10. Сидоренко, А. Последние киносвидетели [Электронный ресурс] / А. Сидоренко. – Режим доступа: https:// kinopark.by/chtivo/66.html. – Дата доступа: 03.09.2019.
11. Съемочно-монтажный лист кинооператора М. С. Берова «Минск», 3 июля 1944 года : электрон. копия // Архив Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
12. Съемочно-монтажный лист кинооператора А. А. Крылова «Минск наш!», 3 июля 1944 года : электрон. копия // Архив Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
13. Съемочно-монтажный лист кинооператора В. М. Мищенко «Минск», 3 июля 1944 года : электрон. копия // Архив Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.
14. Съемочно-монтажный лист кинооператора Б. И. Шера «Минск с воздуха», 5 июля 1944 года : электрон. копия // Архив Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.