Архетипы образов нелинейной архитектуры: случайность или сознательное уподобление
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2022-67-2-217-224
Аннотация
Впервые рассматривается проблема обращения зодчих цифровой эпохи к воспроизведению объектов органического мира средствами нелинейного формообразования. Целью статьи является установление архетипичной природы образов нелинейной архитектуры через суть явления спорадичности и сознательного выбора. В основе исследования лежит авторская художественно-образная концепция, выражающая триединство проявлений сущности искусства в симбиозе феноменологической, процессуальной (эволюционной) и репродуцированной экзистенций. Методологической базой выступают научные труды зарубежных и отечественных теоретиков искусства и архитектуры (Ф. Джонсон, А. Видлер, П. Шумахер, И. А. Добрицына, И. А. Азизян, Е. А. Лапшина, Е. М. Соколова, А. С. Шамрук). Посредством ретроспективного и компаративного анализа в сопоставлении с общими тенденциями развития искусства выявляются интенции зодчих к подражанию объектам окружающей действительности в формах и структурах сооружений. Обосновывается преднамеренность и случайность в моделировании образов нелинейной архитектуры как результата синтетической деятельности зодчих и искусственного интеллекта. Делается вывод о том, что в апеллировании к прообразам реальной действительности зодчий цифровой эпохи (как творец материального сущего) выступил в роли создателя прекрасного, конструируемого по образу и подобию природы.