Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Концептуальные основы исследования жизненных стратегий сельской молодежи Беларуси

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2023-68-2-104-111

Аннотация

Представлены концептуальные основы теоретического и прикладного изучения жизненных стратегий сельской молодежи. Предложена интегральная модель анализа жизненных стратегий, направленная на выявление основных факторов, формирующих, способствующих и препятствующих реализации различных стратегий молодежи в контексте жизненных планов и ориентаций, запросов, мотиваций, ценностей данной социальной группы, а также с учетом потребностей и перспектив развития сельских территорий, аграрной отрасли. Представлена методика эмпирического изучения жизненных стратегий сельской молодежи в виде схемы с выделением конкретных компонент анализа социально-экономических, социально-культурных и досуговых, потребительских стратегий, а также стратегий профессиональной самореализации. Особое внимание обращено на востребованность методов управления региональным развитием: стратегическое планирование, проектный подход, которые применяются после изучения научной литературы и проведения опросов среди местного населения для моделирования социально-культурного развития сельских территорий на основе общественного мнения, статистических показателей экономического, социального, культурного развития. Отмечается значимость применения междисциплинарного подхода с учетом специфики конкретного региона и социально-демографических характеристик молодежи, необходимость разработки показателей оценки и эффективности функционирования сферы экономики, культуры, образования, здравоохранения (в том числе организаций) как в целом по республике, так и в сельских регионах. 

Об авторе

Н. Л. Балич
Институт социологии Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Балич Наталья Леонидовна – кандидат социологических наук, доцент, заведующий отделом региональной социологии

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Лапыгин, В. Л. Изучение жизненных стратегий в контексте теории социального действия [Электронный ресурс] / В. Л. Лапыгин // Вестн. РГГУ. Сер.: Философия. Социология. Искусствоведение. – 2016. – № 2 (4). – С. 133–137.

2. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. – М. : Мысль, 1991. – 299 с.

3. Резник, Т. Е. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив / Т. Е. Резник, Ю. М. Резник. – М. : [б. и.], 1995. – 69 с.

4. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности: (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. – М. : Независимый ин-т гражд. о-ва, 2002. – 259 с.

5. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурации / Э. Гидденс. – 2-е изд. – М. : Акад. проект, 2015. – 528 с.

6. Наумова, Н. Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе / Н. Ф. Наумова // Социол. журн. – 1995. – № 2. – С. 5–22.

7. Жизненные планы молодежи : сб. ст. / отв. ред. Н. Руткевич. – Свердловск : [б. и.], 1966. – 245 с. – (Социологические исследования / Урал. гос. ун-т ; вып. 1).

8. Минигалин, М. М. Базовые ценности современной России: философская рефлексия / М. М. Минигалин // Вестн. Рос. филос. о-ва. – 2010. – № 4 (56). – С. 46–51.

9. Луков, В. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ / В. А. Луков. – М. : Канон+, 2012. – 527 с.

10. Луценко, Е. В. Количественный автоматизированный SWOT- и PEST-анализ средствами АСК-анализа и интеллектуальной системы «Эйдос-Х++» [Электронный ресурс] // Науч. журн. КубГАУ. – 2014. – № 101 (07). – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/07/pdf/90.pdf. – Дата доступа: 10.12.2022.

11. Пастухова, В. В. Использование SWOT-анализа в процессе выбора глобальной стратегии предприятия : практ. пособие / В. В. Пастухова. – Донецк : Донец. торговый дом «Донбасс», 2000. – 74 с.

12. Воронина, В. М. SWOT-анализ как современный инструмент исследования в целях антикризисного управления предприятием / В. М. Воронина, Д. В. Кокарев // Практ. маркетинг. – 2005. – № 3 (97). – С. 6–14.

13. Гвозденко, В. Н. Использование методики многофакторного SWOT-анализа для разработки стратегических направлений деятельности / В. Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2006. – № 4 (64). – С. 316–322.


Рецензия

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)