Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

О новых сценических жанрах в музыке второй половины ХХ века

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2023-68-2-130-139

Аннотация

Рассматриваются новые музыкально-театральные жанры, которые демонстрируют постнеклассическое музыкальное мышление. Наиболее распространенными являются хэппенинг, перфоманс и инструментальный театр. Жанры по-разному анализируются В. Петровым, М. Переверзевой, Ю. Гниренко и М. Катунян, но, однако, без раскрытия их онтологии и логической основы. Главными отличительными особенностями новых сценических форм являются разомкнутость структуры, креативная функция исполнителей и временная неограниченность, что указывает на ризому и ризомное мышление композиторов. Предлагается рассматривать новые музыкально-театральные реалии как нелинейные, в частности, диссипативные, основанные на нелинейном типе детерминизма – самодетерминизме. На его основе утверждается рациональный конструкт в виде самоорганизации (исполнителя), или исполнительской воли, который обеспечивает музыкальному материалу качество целостности. Другой формой новых музыкально-сценических жанров, сформировавшихся в постнеклассическую эпоху, или в эпоху постмодерна, является альтернативный музыкальный театр. Он представлен альтернативной оперой и альтернативным балетом, в которых устанавливается эстетика консонанса, антимимезиса и показа (вместо переживания), а также многовариантная реализация музыкально-театрального замысла (концерт, театральная сцена и др.). В качестве аналитического материала избраны произведения американского композитора Д. Кейджа, российского композитора В. Мартынова, белорусских композиторов В. Кузнецова, Л. Симакович, А. Короткиной.

Просмотров: 303


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)