Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Пашыраны пошук

О новых сценических жанрах в музыке второй половины ХХ века

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2023-68-2-130-139

Анатацыя

Рассматриваются новые музыкально-театральные жанры, которые демонстрируют постнеклассическое музыкальное мышление. Наиболее распространенными являются хэппенинг, перфоманс и инструментальный театр. Жанры по-разному анализируются В. Петровым, М. Переверзевой, Ю. Гниренко и М. Катунян, но, однако, без раскрытия их онтологии и логической основы. Главными отличительными особенностями новых сценических форм являются разомкнутость структуры, креативная функция исполнителей и временная неограниченность, что указывает на ризому и ризомное мышление композиторов. Предлагается рассматривать новые музыкально-театральные реалии как нелинейные, в частности, диссипативные, основанные на нелинейном типе детерминизма – самодетерминизме. На его основе утверждается рациональный конструкт в виде самоорганизации (исполнителя), или исполнительской воли, который обеспечивает музыкальному материалу качество целостности. Другой формой новых музыкально-сценических жанров, сформировавшихся в постнеклассическую эпоху, или в эпоху постмодерна, является альтернативный музыкальный театр. Он представлен альтернативной оперой и альтернативным балетом, в которых устанавливается эстетика консонанса, антимимезиса и показа (вместо переживания), а также многовариантная реализация музыкально-театрального замысла (концерт, театральная сцена и др.). В качестве аналитического материала избраны произведения американского композитора Д. Кейджа, российского композитора В. Мартынова, белорусских композиторов В. Кузнецова, Л. Симакович, А. Короткиной.

Аб аўтары

Т. Мдивани
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси
Беларусь


Спіс літаратуры

1. Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии [Электронный ресурс] / Б. П. Вышеславцев. – Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. – С. 302. – Режим доступа: https://uchebnikfree.com/istoriya-filosofii-uchebnik/svoboda-volitvorcheskiy-9474.html. – Дата доступа: 01.11.2022.

2. Катунян, М. Параллельное время Владимира Мартынова / М. Катунян // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. – М.: Композитор, 1996. – С. 41–74.

3. Кенигсберг, А. Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная») [Электронный ресурс] / А. Кенигсберг. – Режим доступа: belcanto.ru/s_haydn_45.html и https://ru.wikipedia.org/wiki. – Дата доступа: 05.11.2022.

4. Кикель, П. В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / Э. М. Сороко, П. В. Кикель. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. – 2-е изд. – 266 с.

5. Князева, Е. Основания синергетики / Е. Князева, С. Курдюмов. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 87.

6. Композитор Джон Кейдж о музыке // Интервью, которого не было / В. Ценова. – 2010. – 6 августа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:expel.at.ua/news/kompozitor_dzhon_keJdzh_o_muzuke/2010-08-06-59. – Дата доступа: 01.11.2022.

7. Лейбниц, Г. В. Начала Природы и Благодати, основанные на разуме / Г. В. Лейбниц // Собр. соч.: в 4 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1982. – 639 с.

8. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 15–25.

9. Мей, Р. Р. Свобода и судьба [Электронный ресурс] / Р. Р. Мей; пер. с англ. А. Багрянцевой. – М., 2013. – 288 с. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000902059/about-svoboda-i-sudba-rollo-mej. – Дата доступа: 03.11.2022.

10. Можейко, М. А. Ризома / М. А. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 884–888.

11. Можейко, М. А. Классика–неклассика–постнеклассика / М. А. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 459–463.

12. Нелинейность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6-197-nelineinost.htm]. – Дата доступа: 03.11.2022.

13. Переверзева, М. Европеры Джона Кейджа как философско-эстетический манифест композитора [Электронный ресурс] / М. Переверзева // Израиль. Музыкальный журнал. – Режим доступа: https:// archive.li/t0sef. – Дата доступа: 01.11.2022.

14. Переверзева, М. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика / М. Переверзева. – М.: Юрайт, 2022. – 292 с.

15. Петрусева, Н. А. Относительность звукового пространства, времени и формы («Dérive 1» Пьера Булеза) / Н. А. Петрусева // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. – М., 2003. – С. 254–267.

16. Самодетерминация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/samodeterminaciya. – Дата доступа: 02.11.2022.

17. Холопов, Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/1775445-novye-paradigmy-muzykalnoy-estetiki-xx-veka/toread. – Дата доступа: 02.11.2022.

18. Шабалина, Т. Условный театр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Krugosvet.ru/enc/USLOVNI TEATR/ htm. – Дата доступа: 05.11.2022.

19. Эпикур и эпикурейцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/2-108438.htm. – Дата доступа: 05.11.2022.


##reviewer.review.form##

Праглядаў: 304


Creative Commons License
Кантэнт даступны пад ліцэнзіяй Creative Commons Attribution 3.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)