Пра адрозненне антычнай і сярэднявечнай адукаванасці
https://doi.org/10.29235/2524-23692024-69-1-25-35
Аннотация
На основе документальных источников и специальной научной литературы проведено историко-компаративное исследование трансформации образованности при переходе от античности к средневековью в Европе. Анализируется сущностное содержание термина «образованность» в качестве своеобразной «картины мира» определенного человека с его собственным пониманием и восприятием окружающей среды. Прослежены политические, идеологические и культурные условия, определившие специфику образовательного процесса, повлиявшую на характер образованности населения. В качестве основных (определяющих) предпосылок названы разрушение древнеримского государства и достижение христианством статуса основной религиозной идеологии в Европе. Показано, что в период существования Римской империи образованным считался человек, имевший специальные знания, умения и способности для замещения (в случае необходимости) одной из должностей в руководящем аппарате рабовладельческого государства. В образованности средневекового человека (особенно на начальном этапе) отсуствовали научно-рациональные составляющие. Её уровень напрямую связывался с религиозно-идейным мировосприятием индивида, незыблимостью веры в Христа (как Сына Божьего и Спасителя человечества) и знанием сути важнейших христианских мировоззренческих ценностей. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что важнейшими показателями влияния, определившими специфику образованности человека в период античности и средневековья, являлись «содержательная насыщенность» воспитания и образования, «форма организации» образовательного процесса и, конечно, направленность («целевое назначение») общественной подготовки подрастающего поколения при переходе во взрослую жизнь.
Об авторе
В. А. ПілецкіБеларусь
Пилецкий Виктор Александрович – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела истории науки и архивного дела
ул. Академическая, 1, 220072, Минск
Список литературы
1. Биери, П. Что значит быть образованным человеком?: речь на открытии Педагогического колледжа в Берне / П. Биери // Отечеств. зап. – 2008. – № 1 (40). – С. 8–14.
2. Новиков, А. М. Понятие «образованность» в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. – Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/obrazov.htm. – Дата доступа: 03.05.2023.
3. Образованный человек: принципы и критерии Николая Рубакина [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дополнительного образования. – Режим доступа: https://www.elitarium.ru/obrazovanie-chelovek-znanija-ponimaniekrugozor-izuchenie-nauka-specialist-obuchenie/. – Дата доступа: 10.06.2023.
4. Овчаренко, О. Образованный человек [Электронный ресурс] / О. Овчаренко. – Режим доступа: https://mel.fm/ blog/olga-ovcharenko1/43120-obrazovanny-chelovek. – Дата доступа: 03.06.2023.
5. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. – М. : Искусство, 1981. – 359 с.
6. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М. : Высш. шк., 1988. – 495 с.
7. Рабинович, В. Л. Ученый человек в средневековой культуре / В. Л. Рабинович // Наука и культура : [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники ; отв. ред. В. Ж. Келле. – М., 1984. – С. 199–234.
8. Иноземцев, В. Не очень тёмные времена : (о «новом Средневековье») [Электронный ресурс] / В. Иноземцев // Газета.RU. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/column/vladislav_inozemcev/13411958.shtml. – Дата доступа: 09.06.2023.
9. Оман, Ч. Темные века европейской истории. От падения Рима до эпохи Ренесанса / Ч. Оман ; пер. Л. А. Игоревский. – М. : Центрополиграф, 2020. – 447 с.
10. Струков, Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века / Б. Г. Струков. – М. : Наука, 1980. – 212 с.
11. Ревякина, Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV – первой половине XV в. / Н. В. Ревякина – М. : Наука, 1977. – 272 с.
12. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. – [2-е изд.]. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 510 с.
13. Гранстрем, Е. Э. Наука и образование / Е. Э. Гранстрем // История Византии : в 3 т. / [АН СССР, Ин-т истории]. – М., 1967. – Т. 2. – С. 82–87.
14. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени: исследования и материалы : сб. науч. тр. / Акад. пед. наук, Науч.-исслед. ин-т теории и истории педагогики ; под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. – М. : Акад. пед. наук СССР, 1991. – 285 с.
15. История Европы / Ж. Альдебер [и др.] ; пер. с фр. М. П. Дешевицына ; науч. ред. В. С. Кошелев. – Минск : Выш. шк. ; М. : Просвещение, 1996. – 384 с.
16. Маркс, К. Сочинения : [в 39 т.] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1960. – Т. 16. – 840 с.
17. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений : [в 55 т.] / В. И. Ленин. – 5-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1969. – Т. 31. – 672 с.
18. Хенри, К. Н. Что такое западное классическое образование? [Электронный ресурс] / К. Н. Хенри, Н. Карпова // Invictus Classical Press. – Режим доступа: http://invictusclassicalpress.world/klassicheskoye-obrazovanie. – Дата доступа: 23.06.2023.
19. Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – начало VII века) / В. И. Уколова ; отв. ред. Л. С. Чиколини. – М. : Наука, 1989. – 319 с.
20. Примечания / сост. М. Е. Сергиенко // Исповедь / Августин Аврелий ; пер. М. Е. Сергиенко ; отв. ред. Н. Н. Казанский. – СПб., 2013. – С. 303–366.
21. Августин Аврелий (еп. Иппонийский). Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия : [сборник] / Блаженный Августин, еп. Иппонский. – СПб. : ΒΙΒΛΙΟΠΟΛΙΣ, 2006. – 508 с.
22. Маркс, К. Сочинения : [в 39 т.] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1956. – Т. 7. – 669 с.
23. Marrou, H. Histoire de l’еducation dans l’antiquité / H. Marrou. – Paris : Éd. du Seuil, 1948. – 596 р.
24. Пилецкий, В. А. К вопросу о становлении средневекового воспитательно-образовательного процесса / В. А. Пилецкий // Гуманітар.-экан. весн. – 2017. – № 3–4. – С. 15–23.
25. Евангелие от Матфея. Глава 26 [Электронный ресурс] // Русская православная церковь : офиц. сайт Моск. патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/26/. – Дата доступа: 02.06.2023.
26. Дьячок [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: https://dic.academic. ru/dic.nsf/brokgauz/8426. – Дата доступа: 03.06.2023.