Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Пра адрозненне антычнай і сярэднявечнай адукаванасці

https://doi.org/10.29235/2524-23692024-69-1-25-35

Аннотация

На основе документальных источников и специальной научной литературы проведено историко-компаративное исследование трансформации образованности при переходе от античности к средневековью в Европе. Анализируется сущностное содержание термина «образованность» в качестве своеобразной «картины мира» определенного человека с его собственным пониманием и восприятием окружающей среды. Прослежены политические, идеологические и культурные условия, определившие специфику образовательного процесса, повлиявшую на характер образованности населения. В качестве основных (определяющих) предпосылок названы разрушение древнеримского государства и достижение христианством статуса основной религиозной идеологии в Европе. Показано, что в период существования Римской империи образованным считался человек, имевший специальные знания, умения и способности для замещения (в случае необходимости) одной из должностей в руководящем аппарате рабовладельческого государства. В образованности средневекового человека (особенно на начальном этапе) отсуствовали научно-рациональные составляющие. Её уровень напрямую связывался с религиозно-идейным мировосприятием индивида, незыблимостью веры в Христа (как Сына Божьего и Спасителя человечества) и знанием сути важнейших христианских мировоззренческих ценностей. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что важнейшими показателями влияния, определившими специфику образованности человека в период античности и средневековья, являлись «содержательная насыщенность» воспитания и образования, «форма организации» образовательного процесса и, конечно, направленность («целевое назначение») общественной подготовки подрастающего поколения при переходе во взрослую жизнь. 

Об авторе

В. А. Пілецкі
Інстытут гісторыі Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі
Беларусь

Пилецкий Виктор Александрович – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела истории науки и архивного дела

ул. Академическая, 1, 220072, Минск



Список литературы

1. Биери, П. Что значит быть образованным человеком?: речь на открытии Педагогического колледжа в Берне / П. Биери // Отечеств. зап. – 2008. – № 1 (40). – С. 8–14.

2. Новиков, А. М. Понятие «образованность» в постиндустриальном обществе [Электронный ресурс] / А. М. Новиков. – Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/obrazov.htm. – Дата доступа: 03.05.2023.

3. Образованный человек: принципы и критерии Николая Рубакина [Электронный ресурс] // Элитариум: центр дополнительного образования. – Режим доступа: https://www.elitarium.ru/obrazovanie-chelovek-znanija-ponimaniekrugozor-izuchenie-nauka-specialist-obuchenie/. – Дата доступа: 10.06.2023.

4. Овчаренко, О. Образованный человек [Электронный ресурс] / О. Овчаренко. – Режим доступа: https://mel.fm/ blog/olga-ovcharenko1/43120-obrazovanny-chelovek. – Дата доступа: 03.06.2023.

5. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой народной культуры / А. Я. Гуревич. – М. : Искусство, 1981. – 359 с.

6. Винничук, Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. – М. : Высш. шк., 1988. – 495 с.

7. Рабинович, В. Л. Ученый человек в средневековой культуре / В. Л. Рабинович // Наука и культура : [сб. ст.] / АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники ; отв. ред. В. Ж. Келле. – М., 1984. – С. 199–234.

8. Иноземцев, В. Не очень тёмные времена : (о «новом Средневековье») [Электронный ресурс] / В. Иноземцев // Газета.RU. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/column/vladislav_inozemcev/13411958.shtml. – Дата доступа: 09.06.2023.

9. Оман, Ч. Темные века европейской истории. От падения Рима до эпохи Ренесанса / Ч. Оман ; пер. Л. А. Игоревский. – М. : Центрополиграф, 2020. – 447 с.

10. Струков, Б. Г. Университеты Германии как центры образования и культуры в средние века / Б. Г. Струков. – М. : Наука, 1980. – 212 с.

11. Ревякина, Н. В. Проблемы человека в итальянском гуманизме во второй половине XIV – первой половине XV в. / Н. В. Ревякина – М. : Наука, 1977. – 272 с.

12. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики / Г. Е. Жураковский. – [2-е изд.]. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. – 510 с.

13. Гранстрем, Е. Э. Наука и образование / Е. Э. Гранстрем // История Византии : в 3 т. / [АН СССР, Ин-т истории]. – М., 1967. – Т. 2. – С. 82–87.

14. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и начала Нового времени: исследования и материалы : сб. науч. тр. / Акад. пед. наук, Науч.-исслед. ин-т теории и истории педагогики ; под ред. К. И. Салимовой, В. Г. Безрогова. – М. : Акад. пед. наук СССР, 1991. – 285 с.

15. История Европы / Ж. Альдебер [и др.] ; пер. с фр. М. П. Дешевицына ; науч. ред. В. С. Кошелев. – Минск : Выш. шк. ; М. : Просвещение, 1996. – 384 с.

16. Маркс, К. Сочинения : [в 39 т.] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1960. – Т. 16. – 840 с.

17. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений : [в 55 т.] / В. И. Ленин. – 5-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1969. – Т. 31. – 672 с.

18. Хенри, К. Н. Что такое западное классическое образование? [Электронный ресурс] / К. Н. Хенри, Н. Карпова // Invictus Classical Press. – Режим доступа: http://invictusclassicalpress.world/klassicheskoye-obrazovanie. – Дата доступа: 23.06.2023.

19. Уколова, В. И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V – начало VII века) / В. И. Уколова ; отв. ред. Л. С. Чиколини. – М. : Наука, 1989. – 319 с.

20. Примечания / сост. М. Е. Сергиенко // Исповедь / Августин Аврелий ; пер. М. Е. Сергиенко ; отв. ред. Н. Н. Казанский. – СПб., 2013. – С. 303–366.

21. Августин Аврелий (еп. Иппонийский). Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия : [сборник] / Блаженный Августин, еп. Иппонский. – СПб. : ΒΙΒΛΙΟΠΟΛΙΣ, 2006. – 508 с.

22. Маркс, К. Сочинения : [в 39 т.] / К. Маркс, Ф. Энгельс. – 2-е изд. – М. : Гос. изд-во полит. лит., 1956. – Т. 7. – 669 с.

23. Marrou, H. Histoire de l’еducation dans l’antiquité / H. Marrou. – Paris : Éd. du Seuil, 1948. – 596 р.

24. Пилецкий, В. А. К вопросу о становлении средневекового воспитательно-образовательного процесса / В. А. Пилецкий // Гуманітар.-экан. весн. – 2017. – № 3–4. – С. 15–23.

25. Евангелие от Матфея. Глава 26 [Электронный ресурс] // Русская православная церковь : офиц. сайт Моск. патриархата. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/26/. – Дата доступа: 02.06.2023.

26. Дьячок [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа: https://dic.academic. ru/dic.nsf/brokgauz/8426. – Дата доступа: 03.06.2023.


Рецензия

Просмотров: 184


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)