Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

О преемственности в музыкальном авангарде

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2024-69-3-221-229

Аннотация

На основе музыковедческого анализа композиторского текста рассматриваются важнейшие стилевые репрезентанты авангардной музыки ХХ века: додекафония, коллаж, сонорика. При характеристике додекафонии отмечаются ее новые, неклассические черты, связанные с равноправностью 12 тонов, опорой на принцип ряда, означающий линейную концепцию музыки, строгий детерминизм и эстетический инфантилизм. Объясняются причины исчерпания ресурсов додекафонии как творческого метода и его преемственная связь с музыкальной классикой. При характеристике коллажа раскрываются его опора на принцип казуальности и тесная связь с феноменом цитирования, представленного в постнеклассической музыкальной парадигме в гиперболизированной форме. Особое внимание уделяется сонорике, содержащей интенцию к красоте и чувственности. Рассматриваются различные типы сонорного текста, где выделены такие параметры, как пространственность, гипермногоголосие, тембрика. Указывается, что акцентуация красочной звучности привела к “монотонии роскоши”, принципа повторяемости – к излишней конструктивной простоте, тембровой стороны музыки – к однообразию стилевого рисунка. Обозначен генезис явления – стереофоническая звучность храмовой музыки. Цель статьи – раскрыть линии преемственных связей авангардных новаций, задачи – показать пути адаптации классических принципов музыки в музыкальном авангарде ХХ века, представленном неклассическим и постнеклассическим стилем музыкального мышления. Главным выводом работы является теза Littĕra scripta manet.

Об авторе

Т. Г. Мдивани
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Мдивани Татьяна Герасимовна – доктор искусствоведения, профессор, главный  научный  сотрудник

ул. Сурганова 1, корп. 2, Минск



Список литературы

1. Холопов, Ю. Кто изобрел 12­тоновую технику? / Ю. Холопов // Проблемы истории австро­немецкой музыки. Первая треть XX века: сб. тр. / Гос. муз.­пед. ин­т. – М., 1983. – Вып. 70. – С. 34–57.

2. Кириллина, Л. Лючано Берио / Л. Кириллина // XX век. Зарубежная музыка: очерки, документы / [Гос. ин­т искусствознания]. – М., 1995. – Вып. 2. – С. 74–124.

3. Холопов, Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления / Ю. Холопов // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке: [сб. ст. / сост. А. М. Гольцман]. – М., 1982. – С. 52–103.

4. Житомирский, Д. В. Западный музыкальный авангард после второй мировой войны / Д. В. Житомирский, О. Т. Леонтьева, К. Г. Мяло. – М.: Музыка, 1989. – 300 с.

5. Просняков, М. Т. Парадигма сферы в творчестве К. Штокхаузена / М. Т. Просняков // Ad musicum: к 75­летию со дня рождения Юрия Николаевича Холопова: статьи и воспоминания / Моск. гос. консерватория; [ред.­сост.: В. Н. Холопова]. – М., 2008. – С. 18–59.

6. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. – М.: Мысль, 1975–1983. – Т. 2. – 1978. – 687 с.

7. Маклыгин, А. Л. Сонорика в музыке советских композиторов: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / А. Л. Маклыгин. – М., 1985. – 170 л.


Рецензия

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)