Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал

Научный журнал «Известия Национальной  академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук» зарегистрирован Министерством информации Республики Беларусь 18 мая 2009 г. в Государственном реестре средств массовой информации за № 394. Периодичность – 4 номера в год. Территория распространения – Республика Беларусь, зарубежные страны (по подписке и в розницу).

В журнале публикуются результаты научных исследований, проводимых в Национальной академии наук Беларуси, других научных учреждениях и вузах республики, а также стран зарубежья в области философии, социологии, истории, языкознания, искусствоведения, этнографии, фольклора, литературоведения, права, экономики. В рубрике «Ученые Беларуси» журнал публикует юбилейные статьи об  известных ученых, знакомит читателей с их биографиями и научными трудами. Статьи публикуются на русском, белорусском и английском языках.

Журнал входит в “Перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований”, включен в базу данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Содержание номеров журнала и аннотации размещенных в них статей представлены на сайте издателя – belnauka.by, сайте НАН Беларуси – nasb.gov.by.

Объем журнала – 128 с.

Журнал внесен в каталог подписных изданий Республики Беларусь: индекс для индивидуальной подписки –74841, для ведомственной – 748412.

 

 

Текущий выпуск

Том 66, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 

7-15 34
Аннотация

На основе анализа дефиниции категории реальность, а также основных тенденций развития неклассической философии обосновывается правомерность введения в научный и философский оборот понятия цифровой реальности. Основанием, позволяющим утверждать о существовании в структуре универсума цифровой реальности, выступает специфический набор свойств цифровых технологий (цифровых объектов), отличающий их от других объектов универсума и определяющий их особое бытие. На основе выделенных свойств цифровых технологий им дается определение как функциональным объектам, выполняющим операции с информацией, представленной в дискретной форме (измеряемой в битах), посредством исполнения программ (алгоритма) на физическом носителе.

16-22 25
Аннотация
Рассматривается паломничество в иудаизме как важнейшая часть религиозной жизни евреев. Анализируются вопросы возникновения и развития этого явления. Многочисленные примеры показывают разнообразие и важность паломничества в иудаизме. Отмечается, что деятельность и наследие паломников являются значимым материалом для изучения культуры этой духовной цивилизации. Выделяются наиболее посещаемые религиозные объекты: в первую очередь, Иерусалимский Храм, сакральные места, захоронения пророков, могилы знатоков Закона. Для миллионов иудеев трепетное отношение к объекту поклонения служит исполнением воли Творца. Цель исследования – выявить особенности паломничества в иудаизме, показать влияние исторических, географических, культурных факторов на их формирование. Статья может быть полезна для решения насущных проблем взаимодействия с представителями мира еврейской цивилизации, которая существенным образом повлияла на становление и развитие христианства и ислама.
23-28 38
Аннотация
Появление социальных сетей объединило людей из разных точек планеты, что принесло безусловное благо для человечества. Вместе с тем возможность коммуникации граждан разных государств с использованием одних платформ, иностранных хостингов и провайдеров создала новую форму человеческой идентичности – виртуальную идентичность. Это поспособствовало такому новому явлению, как цифровая социализация личности. Для человека появилось много удобств и дополнительных возможностей интеграции в социум, но вместе с тем такая форма самосознания людей привела к размытию традиционных ценностей, национальных культур, фрагментарности политического сознания и мировоззрения человека.

ИСТОРИЯ 

29-40 32
Аннотация
Рассматриваются содержание и результаты преобразований в сфере правосудия на территории Беларуси, которые произошли в период правления Павла I. Он декларировал признание особых прав и привилегий за территорией, присоединенной к России в результате разделов Речи Посполитой (так называемых западных губерний). Это нашло отражение прежде всего в реформировании здесь судебной системы. Главным содержанием данных преобразований стало восстановление системы судебных органов времен ВКЛ и Речи Посполитой, хотя и не в полном объеме. В статье сделан вывод, что преобразования Павла I в сфере суда на территории западных губерний представляли собой попытку формирования здесь судебной системы на основании местных традиций правосудия времен ВКЛ и Речи Посполитой, но с учетом реалий нахождения края в составе самодержавной Российской империи. Cозданная в это время местная судебная система была похожа на прежнюю (до включения края в состав России) – было частично восстановлено судоустройство, продолжало действовать местное “статутовое” право, в делопроизводстве использовался польский язык, широкими полномочиями в сфере правосудия было наделено местное дворянство. Но в то же время по многим аспектам данная судебная система существенно отличалась от прежней в сторону унификации с российскими судебными порядками (использование российских законов, назначение части судебных должностей от правительства, значительная роль губернаторов в осуществлении правосудия, подчинение высшей судебной инстанции – Сенату и др.).
41-57 31
Аннотация
Статья посвящена анализу и интерпретации 55 греко-католических иконок XVII–XVIII вв., информация про которые была собрана посредством изучения научной литературы, поиска в каталогах частных коллекций, мониторинга специализированных сайтов, посвящённых предметам христианского культа, интернет-форумов «чёрных копателей», а также интернет-аукционов. Во время археологических исследований были выявлены только 4 греко-католические иконки (Беларусь, Литва, Польша, Италия). Подавляющее большинство рассматриваемых иконок (51 экземпляр) обнаружено во время нелегальной работы «черных археологов» на территории Беларуси, Украины, Польши и Испании. Греко-католические иконки на лицевой стороне содержат иконографические изображения Матери Божией Жировичской, Матери Божией Почаевской, Матери Божией Холмской и Матери Божией Борунской. На обратной стороне присутствуют изображения св. Андрея (апостол), св. Василия Великого, св. Иосифа с младенцем Христом, св. Иосафата Кунцевича, св. Ануфрия Великого. Надписи на большинстве иконок представлены на латинском языке. Надписи на иконках с изображением Богоматери Жировичской (подтип 3 (№ 5–26)) выполнены из набора букв греческого, латинского и церковнославянского алфавитов.
58-67 21
Аннотация
Статья посвящена неразработанной в историографии проблеме развития образования базилиан на территории Беларуси во второй половине XVII в. Для должного её освещения изучались история отдельных школ и действия церковных иерархов по активизации просветительской деятельности; обучение отечественных базилиан в папских алюмнатах Вильны, Брунсберга и Оломоуца, Греческой коллегии в Риме; методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Отмечается наличие в тогдашней Беларуси всего нескольких значимых образовательных центров базилиан – Минск (до 1655 г.), Бытень (со второй половины 1660 г.), Боруны (с конца XVII в.). Их немногочисленность можно считать основной причиной возрастания роли католических учебных заведений в деле образования представителей базилианского ордена. На конкретных примерах показана зависимость церковной карьеры от учебы в них и получения в Риме докторских степеней. Отдельное внимание уделено анализу специфики обеспечения базилианских школ учебными пособиями. Её проявлениями стало широкое применение иезуитских учебников и зарубежных изданий. Упадок Виленской униатской типографии объясняется изданием книг учебного характера униатских авторов у католиков. Определено, что качественно изменить ситуацию должна была новая униатская типография в Супрасле. Среди основных факторов, которые влияли на общее состояние образования базилиан на территории Беларуси во второй половине XVII в., можно назвать военные опустошения второй половины 1650 – начала 1660-х гг., острый недостаток средств, конкуренцию со стороны иезуитов. Выработанные в этих неблагоприятных условиях базилианами подходы к организации процесса обучения в сочетании с собственными просветительскими традициями и достижениями католической педагогики (как отечественной, так и зарубежной) позволили им удовлетворить потребности своего ордена в частности и всей конфессии в целом в хорошо подготовленных священниках и учителях

ЯЗЫКОЗНАНИЕ 

68-75 28
Аннотация
Исследуются особенности принципа контраста разделения социальной действительности, который был обусловлен историческими обстоятельствами и особенностями национально-культурного самосознания белорусского общества того времени. Анализируется роль ценностных представлений с сословной принадлежностью в процессе собственной идентификации представителей социальных институтов и утверждения своей аутентичности. Раскрываются черты национального характера белорусского народа в период демократизации языка и литературы. Приводятся примеры воздействия исторических обстоятельств на процесс национальной идентификации и национального самосознания белорусского народа, раскрываются особенности характера и мировоззрения простого человека, показывается, как решались социальные противоречия в тогдашнем обществе.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР 

76-86 31
Аннотация

Первые опыты исследования белорусских заговоров в европейском пространстве демонстрируют ряд очень близких соответствий. Дальнейшее открытие сюжетных, мотивных, образных белорусско­западноевропейских параллелей содействовало бы не только выявлению генетического и типологического в белорусском заговорном компендиуме, но и определению возможностей и путей заимствований, формирования уникальных комплексов и образов. Семантика заговорного мотива трех женских персонажей­помощниц в образе рукодельниц продолжает дохристианские представления о богинях и духах судьбы, основывается на мифологии ткачества. Рукодельница с древних времен является воплощением богини­созидательницы. Несомненное влияние оказал евангельский и, соответственно, иконографический мотив, когда Дева Мария изображалась с веретеном в руках. Ранние европейские заговоры предлагают сюжет о трех девах на камне, одна из которых что­то скручивает, связывает, вторая – раскручивает, а третья – помогает; в более поздних немецких, английских, скандинавских заговорах это героини­путешественницы, в своем пути помогающие больному. Мотив рукоделия начинает доминировать в польских, латышских заговорах, но и там превалирует мотив пути. Русская, особенно севернорусская традиция, детально разрабатывает сюжет героини­рукодельницы в сакральном центре, где в этой роли доминирует Богородица. Белорусская этническая территория оказалась местом уникальной встречи этих двух мощных течений, органически впитывая основные сюжетно­смысловые узлы и развивая их в русле собственной традиции, в том числе предлагая оригинальный образ трех героинь, которые ничего не знают/не умеют, только помогают в исцелении.

87-96 20
Аннотация

Впервые проводится исследование проблемы интерпретации историко­культурной темы в образах современной архитектуры в контексте среды, пространства и времени. Целью статьи является научное осмысление современных архитектурных образов истории и культуры как части моделируемой среды жизнедеятельности общества, отражающих в своем содержании картину мира цифровой эпохи и визуализирующих память народов об историческом прошлом и культурных достояниях человеческой цивилизации. В основу исследования положена художественно­образная концепция, позволяющая интерпретировать объекты современной архитектуры в единстве трех начал – как феномен культуры цифровой эпохи, как явление культурно­историческое, а также как способ, форма и продукт освоения и отражения действительности. Технологический аспект в моделировании зданий в контексте образности объектов архитектуры цифровой эпохи выделяется как доминанта в системе средств выразительности. Посредством дешифровки иносказаний, отраженных в замыслах творцов, выявляются представления человека и общества о духовных ценностях. Делается вывод о том, что творцы преследуют цель запечатлеть в преисполненных иносказаний архитектурных образах вечные и подвластные времени духовные ценности, отражающие представления человека о красоте. Сохраняя память об историческом прошлом, культурных достояниях человечества, ценностях, явленных природой, зодчие моделируют эксцентричные архитектурные формы, реализация которых возможна лишь в цифровую эпоху.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ 

97-101 20
Аннотация
Анализируются коррелятивные связи человека и пространства, а также специфика их отражения в художественных текстах. Внимание акцентируется на символизации пространства в результате его осмысленного освоения культурой, на его восприятии как фактора личностной и национальной самоидентификации, поля историко­культурного развития и бытийной реализации национального сообщества. Произведения классического художественного наследия, в которых пространство представлено в аксиологическом, моральном, этическом и эстетическом измерениях, рассматриваются как один из деятельных способов преодоления дефицита живых и гармоничных отношений с реальностью, её глубинного смыслового наполнения.

ПРАВО 

102-108 32
Аннотация
Рассматриваются вопросы, связанные с установлением общих положений о конституционно­правовой ответственности социальных общностей в условиях процессов цифровизации. Делается акцент на особых социальных общностях – электронных объединениях, выделении особенностей их правового статуса. В рамках рассмотрения вопроса о конституционно­правовой ответственности проводятся разграничения в порядке ее наступления в зависимости от формы образования (создания) социальных общностей как субъектов конституционно­правовых отношений. Особое внимание уделяется изменениям, происходящим в конституционно­правовой сфере в период развития информационных технологий, а также их влиянию на субъектный состав правовых отношений.

ЭКОНОМИКА 

109-116 25
Аннотация

Рассматривается понятие «состязательность» в различных аспектах жизнедеятельности общества. В процессе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых выявлено, что состязательность активно использовалась и используется в экономике, в частности, как инструмент стимулирования труда в виде проведения соревнований. В качестве экономических форм состязательности можно выделить трудовое соревнование, экономическое соревнование, производственное соревнование, социалистическое соревнование. Отмечаются характерные черты и недостатки каждой из форм. Автор статьи, учитывая особенности каждой из экономических форм состязательности, обосновывает необходимость введения новой формы – производственно­экономического соревнования, дает собственное определение термина «производственно­экономическое соревнование», адаптированное к белорусской экономической системе. Отмечается, что проведение производственно­экономических соревнований является действенным механизмом стимулирования труда работников и повышения производительности труда в целом. Излагаются принципы проведения производственно­экономических соревнований, описывается механизм проведения. Делается вывод, что состязательность как специфическая черта личности является действенным инструментом стимулирования труда. В условиях производственной деятельности целесообразно ввести и применить систему производственно­экономических соревнований, которая будет максимально адаптированной к производственным условиям современной белорусской экономики и станет предпосылкой повышения производительности труда.

117-121 22
Аннотация

Рассматривается Проект Национальной стратегии развития туризма в Республике Беларусь до 2035 года. Анализируются перспективы развития различных сегментов туристической индустрии Республики Беларусь.

РЕЦЕНЗИИ 

УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ 

126-128 13
Аннотация
23 февраля 2021 г. исполняется 90 лет академику Евгению Михайловичу Бабосову


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.