Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация

Рассмотрены теоретические и методологические аспекты изучения социального самочувствия индивида. Выделены подходы к исследованию социального самочувствия. Психологический подход акцентирует внимание на переживаниях субъекта социального самочувствия. Социологический подход базируется на детерминированности осознания и переживания различных сторон жизни индивида непосредственными условиями его бытия. Выделяют также и социально-психологический подход на основе сочетания социологического и психологического подходов. Определены структура, эмпирические показатели и индикаторы социального самочувствия. Исследованы основные факторы формирования социального самочувствия индивида, а также структурные компоненты в содержании социального самочувствия. В структуре социального самочувствия выделяют когнитивный, эмотивный, конативный и эвалюативный компоненты. На основе анализа имеющихся в литературе научных подходов к определению социального самочувствия предлагается выделить четыре основных показателя социального самочувствия: «социальные установки и ценностные ориентации»,  «удовлетворенность различными аспектами своей жизни», «внутреннее эмоциональное восприятие своей жизни в целом», «социально-демографические характеристики».
В основе формирования и функционирования социального самочувствия лежат социальные, социально-психологические, субъектно-личностные, индивидуально-личностные, индивидуально-демографические группы факторов. К содержательным характеристикам, отражающим социальное самочувствие, относят социальные ожидания и социальные притязания индивида, оценку и самооценку индивидом своего социального статуса и социального положения, социальные чувства и настроения.

Об авторе

А. П. Соловей
Институт социологии НАН Беларуси
Беларусь
мл. науч. сотрудник


Список литературы

1. Асланова, О. А. Социальное самочувствие: измерительный инструментарий, показатели и социальные критерии / О. А. Асланова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 59–63.

2. Барская, О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.09/ О. Л. Барская; АН СССР, Ин-т социологии. – М., 1989. – 19 с.

3. Галич, Л. П. Социальное самочувствие молодежи / Л. П. Галич. – Минск: Право и экономика, 2012. – 160 с.

4. Головаха, Е. И. Измерение социального самочувствия: тест ИИСС/ Е. И. Головаха, Н. В. Панина,

5. А. П. Горбачик // Социология: 4М. – 1998. – № 10. – С. 45–71.

6. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева: в 4 кн. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева. – М.: Прогресс Традиция, 2001. – 624 с.

7. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред. Л. А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985. – 431с.

8. Крупец, Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности / Я. Н. Крупец // Социол. исслед. – 2003. – № 4. – С. 143–144.

9. Михайлова, Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами / Л. И. Михайлова // Социол. исслед. – 2010. – № 3. – С. 45–50.

10. Парыгин, Б. Д. Общественное настроение / Б. Д. Парыгин. – М.: Мысль, 1996. – 327 с.

11. Симонович, Н. Е. Социальное самочувствие людей и технологии его исследования в современной России: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Н. Е. Симонович. – М., 2003. – 374 л.

12. Соглаева, Л. А. Социальное самочувствие населения Республики Беларусь / Л. А. Соглаева, Л. В. Филинская; отв. ред. X. Хаерпфер [и др.] // Образ жизни и здоровье населения новых независимых государств. – Минск, 2003. – 308 с.

13. Социальное самочувствие населения в условиях реформ: региональный аспект / под ред. М. К. Горшкова. – М.; СПб: Нестор-История, 2011. – 176 с.

14. Тощенко, Ж. Т. Социальное настроение / Ж. Т. Тощенко, С. В. Харченко. – М., 1996. – 195 с.


Рецензия

Просмотров: 1027


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)