ПРИЕМЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ИСКУССТВА В ЖИВОПИСИ КИТАЯ
Анатацыя
Интерпретация сама по себе является одним из ключевых феноменов культуры и социальной реальности. В чем состоит целостность произведения искусства? В силу чего оно обретает свою индивидуальность? Что создает единство произведения и в чем заключается индивидуализирующий его момент? Что представляет собой его «центр»? В этих вопросах рассмотрение предпосылок интерпретации достигает своей высшей точки. Интерпретация в искусстве заключается в том, что первоначальное смысловое значение некоего художественного явления в рамках каждой новой системы представлений заменяется самобытным смысловым значением.1 Китайских художников интересовало не соответствие действительности тем или иным объективным прототипам, а ее верность внутренней правде жизни, глубочайшим истокам человеческого опыта. Исходя из этого, многие мастера современной живописи в Китае, ознакомившись с образцами европейской живописи, в том числе и произведениями современного искусства, обращали внимание на художественные приемы, близкие смыслам, которые мастера привыкли вкладывать в процесс творения произведения искусства. Приведена характеристика художественных приемов, посредством которых осуществлялась интерпретация европейского искусства в произведениях китайских художников, работавших в разных стилях и представлявших ряд наиболее ярких направлений в современной китайской живописи. Впервые отмечена уникальность роли приемов интерпретации достижений европейской живописной школы середины ХХ века в деле актуализации творчества представителей национальных художественных школ Китая в условиях нового времени.
Аб аўтары
Е. АртёмоваБеларусь
Спіс літаратуры
1. Артемьева, Л. С. Основные интерпретационные стратегии современного искусствознания : метод. рекомендации к программе курса / Л. С. Артемьева. – М.: РГГУ, 1997. – 121 с.
2. Бабушкина, О. В. Феноменолого-экзистенциальный подход к интерпретации абстрактной живописи: автореф. дис. ... канд. филос. наук : 09.00.04 / О. В. Бабушкина ; Перм. гос. техн. ун-т. – Пермь, 2004. – 24 с.
3. Бажанов, Е. А. Китай : суть времени / Е. А. Бажанов // Новое время. – 2000. – № 16. – С. 20–22.
4. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: автореф. дис. ... канд.
5. искусствоведения: 12.02.06/ Фэй Ван; Моск. гос. ун-т культуры и искусств [Электронный ресурс]. – М., 2008. – Режим доступа: // http://www.dissercat.com/content/sovremennoe-iskusstvo-kitaya-v-kontekste-mirovogo-khudozhestvennogo-protsessa. – Дата доступа: 21.09.2012.
6. Дэцся Ли. Искусство и идеология. Духовная идеология китайской живописи / Ли Дэцзя // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 175–185.
7. Люй Пэн. Вопросы истории искусства: направления исследования истории искусства в ХХ в. (1950–1999 гг.) / Пэн Люй. – Сычуань, 2006. – 420 с. (на кит. яз.)
8. Неглинская, М. А. Творчество Зао Вуки: на перекрестке двух традиций / М. А. Неглинская // Грани творчества: сб. науч. ст. – 2005. – Вып. 2. – С. 64–72.
9. Ван Пин. Влияние русской художественной школы на развитие китайской традиции живописи маслом / Пин Ван // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. Сер. Философия, социология, культурология, социальная работа. – 2013. – № 4(51). – С. 207–214.
10. Евлампиев, И. И. Два измерения интерпретации / И. И. Евлампиев // Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ. – 1997. – Вып. 1: Понимание. – С. 138–152.
11. Малявин, В. В. Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени / В. В. Малявин. – М.: Дизайн. Информация, Картография и др., 2000. – 436 с.
12. Сычёв, В. Л. Современная традиционная живопись Китая. Основные тенденции развития / В. Л. Сычёв // Искусство. – 1988. – № 9. – С. 18–26.
13. Неглинская, М. А. Об актуальных тенденциях современного китайского искусства и перспективах его изучения / М. А. Неглинская [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Об%20актуальных% 20тенденциях%20современного%20китайского%20искусства. – Дата доступа: 12.06.2013.
14. Неглинская, М. А. Абстрактный экспрессионизм и китайская национальная живопись го-хуа конца ХХ века / М. А. Неглинская [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/Абстрактный_экспрессионизм_ и_китайская_национальная_живопись_го-хуа_конца_ХХ_в. – Дата доступа: 07.05.2013.
15. Сычев, В. Л. Изобразительное искусство. Судьбы культуры КНР (1949–1974) / В. Л. Сычёв. – М.: Наука, 1978. – 628 с.
16. Яковлева, Н. Ф. Китайская живопись «гохуа»: важнейшие факторы развития и ключевые свойства / Н. Ф. Яковлева // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. – 2012. – № 9. – С. 9–12.