Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКИ В БЕЛОРУССКОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

Аннотация

Содержанием статьи является когнитивный аспект музыкальной целостности. Главная идея введения заключается в тезисе: мир, воплощенный в музыке, и музыка как мир есть не что иное, как особым образом организованный музыкальный смысл и смысл музыкального текста. В основной части рассматривается процесс развития композиторской мысли на примере произведений белорусских композиторов – А. Литвиновского и В. Кузнецова. Отмечается, что в сочинениях сосредоточены многообразные когнитивные модели, музыкальные концепты и процедуры смыслополагания, поскольку автор, в каком бы стиле он ни писал, всегда выступает творцом нового музыкального мира, раскрывая посредством звука и музыкальный смысл, и духовную сущность человека, и жизнь Вселенной. Важнейшим этапом анализа музыки является установление его когнитивной модели как содержащей определенную совокупность смысловых единиц – элементарных, базовых, которые выполняют разные функции в процессе смыслополагания. Их взаимодействие образует концептуальную систему, в которой лидирующее место принадлежит концептуально значимым средствам музыкального языка и образам. В заключении отмечается, что музыка не содержит в себе прямых связей с конкретными жизненными образами и понятиями даже при наличии названия или программы сочинения. Поэтому рассмотрение вопроса специфического соотношения музыкального и внемузыкального начал как ядра смыслового содержания творческой композиции требует особого междисциплинарного знания и релевантного творческому продукту методологического инструментария.

Просмотров: 883


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)