КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКИ В БЕЛОРУССКОМ КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Аннотация
Содержанием статьи является когнитивный аспект музыкальной целостности. Главная идея введения заключается в тезисе: мир, воплощенный в музыке, и музыка как мир есть не что иное, как особым образом организованный музыкальный смысл и смысл музыкального текста. В основной части рассматривается процесс развития композиторской мысли на примере произведений белорусских композиторов – А. Литвиновского и В. Кузнецова. Отмечается, что в сочинениях сосредоточены многообразные когнитивные модели, музыкальные концепты и процедуры смыслополагания, поскольку автор, в каком бы стиле он ни писал, всегда выступает творцом нового музыкального мира, раскрывая посредством звука и музыкальный смысл, и духовную сущность человека, и жизнь Вселенной. Важнейшим этапом анализа музыки является установление его когнитивной модели как содержащей определенную совокупность смысловых единиц – элементарных, базовых, которые выполняют разные функции в процессе смыслополагания. Их взаимодействие образует концептуальную систему, в которой лидирующее место принадлежит концептуально значимым средствам музыкального языка и образам. В заключении отмечается, что музыка не содержит в себе прямых связей с конкретными жизненными образами и понятиями даже при наличии названия или программы сочинения. Поэтому рассмотрение вопроса специфического соотношения музыкального и внемузыкального начал как ядра смыслового содержания творческой композиции требует особого междисциплинарного знания и релевантного творческому продукту методологического инструментария.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Г. МдиваниБеларусь
д-р искусствоведе-ния, проф., ведущий науч. сотрудник
Список литературы
1. Амрахова, А. Когнитивные аспекты интерпретации современной музыки: На примере творчества азербайджанских композиторов / А. Амрахова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.referun.com/n/kognitivnyeaspekty-interpretatsii-sovremennoy-muzyki#ixzz3EiwqVZbX.
2. Бабайцев, А. Смысл и значение / А. Бабайцев // Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.philosophi-terms.ru/word.
3. Витковская, Л. Когниция смысла. Литературоведение XXI века. – 2-е изд., доп. / Л. Витковская. – Пятигорск: Изд-во Пятигорск. гос. лингв. ун-та, 2012. – 236 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/ index-797558.html?page=3.
4. Григоренко, И. Текст как пространство реализации смысла и когниции: На материале текстов по изобразительному искусству на русском и английском языках / И. Григоренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/tekst-kak-prostranstvo-realizatsii-smysla-i-kognitsii-na-materiale-tekstov- po-izobrazitelnom.
5. Гомеровы гимны. К Деметре [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.atlanticgrail.com/page148.
6. Зенкин, К. Музыкальный смысл как энергия / К. Зенкин // А. Ф. Лосев и проблемы единой интонологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.independent-academy.net/science/tetradi/13/zenkin.html.
7. Лосев, А. Основной вопрос философии музыки / А.Лосев// Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. – С. 524 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cheloveknauka.com/muzyka-kak-fundamentalnoe-vyrazhenie-kultury-i-predvoshischenie-osobennostey-ee-razvitiya#ixzz3HkfuXI2B.
8. Михайлов, А. Слово и музыка: Музыка как событие в истории слова /А.Михайлов // Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова:материалы науч. конф. – М., 2002. – С. 9–11 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://mosconsv. ru/ru/publication.aspx?id=122373. – Дата доступа: 11.11.2014.
9. Можейко, М. Интертекстуальность / М. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 326.
10. Смирнов, A. Логика смысла: Теория и ее приложение к анализу классической арабской философии и культуры / А.Смирнов. – М.: Языки славянской культуры, 2001. – 504 с.
11. Сороко, Э. Онтология творчества как меры и нормы развития человека / Э.Сороко // Творчество как онтологическая проблема. – Пермь: Пермск. гос. нац. исслед. ун-т, 1992. – 229 с.
12. Теория современной композиции: учеб. пособие. – М.: Музыка, 2005. – 604 с.
13. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Ювента, 1999. – 318 c.
14. Холопова, В. Феномен музыки / В. Холопова. – М.; Берлин: ДиректМедиа, 2014. – 380 с.
15. Чуешов, В. Введение в современную философию / В. Чуешов.– Минск: ТетраСистемс, 1998. – 128 с.