Рамки общественного контроля в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-2-218-231

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена исследованию одной из важнейших проблем, препятствующих эффективному функционированию общественного контроля в Российской Федерации, – определению его пределов. Цель исследования – разработать правовую модель определения пределов общественного контроля в России как необходимого условия эффективного функционирования данного института гражданского общества. Задачи исследования: 1) дать определение понятию пределов общественного контроля в России; 2) провести анализ пределов общественного контроля (пространственных; по времени осуществления; по полноте наполнения (по его принципам, целям и задачам, формам, объектам, полномочиям субъектов и их количеству); по его оценке с позиции легальности и легитимности данного вида деятельности), разработав и обосновав мероприятия по совершенствованию действующего российского законодательства, регулирующего вопросы общественного контроля.

Проводится анализ пределов общественного контроля (пространственных; по времени осуществления; по полноте наполнения (по его принципам, целям и задачам, формам, объектам, полномочиям субъектов и их количеству); по его оценке с позиции легальности и легитимности данного вида деятельности). Автором разработаны и обоснованы следующие выводы: 1) под пределами общественного контроля следует понимать, во-первых, совокупность пространственных и временных границ его организации и осуществления; во-вторых, идеал, грани, к которым необходимо стремиться при его реализации; в-третьих, максимальный охват и мыслимую полноту его содержания; в-четвертых, крайнюю и высшую ступень реализации данного вида деятельности с позиций ее легальности и легитимности; 2) анализ пределов общественного контроля показал необходимость разработки системы мероприятий по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего данный институт гражданского общества: во-первых, в части уточнения пространственных и временных границ его осуществления; во-вторых, в части определения полноты его наполнения (по его принципам, целям и задачам, формам, объектам, полномочиям субъектов и их количеству); в-третьих, с позиции оценки пределов легальности и легитимности данного вида деятельности.

В статье использован ряд методов научного исследования, в частности, анализа; синтеза; классификации; сравнения; формально-юридический; метод правового моделирования; анализ теоретических и нормативно-правовых источников; нормативно-правовой; формально-логический.


Об авторе

В. В. Гончаров
Юридическая консалтинговая корпорация «Ассоциация независимых правозащитников»
Россия

Гончаров Виталий Викторович – доктор философских наук, кандидат юридических наук, исполнительный директор.

ул. Промышленная, д. 50, 350002, Краснодар



Список литературы

1. Об Общественной палате муниципального образования город Краснодар [Электронный ресурс] : постановление администрации муницип. образования г. Краснодар, 18 авг. 2010 г., № 6214 // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446219111. – Дата доступа: 01.01.2019.

2. Об Общественной палате Краснодарского края и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края [Электронный ресурс] : Закон Краснодар. края, 3 марта 2017 г., № 3575-КЗ // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429097561. – Дата доступа: 01.01.2019.

3. Передрук, А. Немного об общественном контроле в Вооруженных Силах РФ [Электронный ресурс] / А. Передрук // 7х7: новости, мнения, блоги. – Режим доступа: https://7x7-journal.ru/post/27225. – Дата доступа: 01.01.2019.

4. Уполномоченный по делам военнослужащих [Электронный ресурс] // Deutscher Bundestag. – Режим доступа: https://www.bundestag.de/parlament/wehrbeauftragter/ru. – Дата доступа: 01.01.2019.

5. Об основах общественного контроля в Российской Федерации : Федер. закон, 21 июля 2014 г., № 212-ФЗ // Рос. газ. – 2014. – 23 июля. – федер. вып. № 163 (6435).

6. Об Общественной палате Российской Федерации : Федер. закон, 4 апр. 2005 г., № 212-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2005. – № 15. – Ст. 1277.

7. Об общественном контроле в Свердловской области [Электронный ресурс] : Закон Свердл. обл., 19 янв. 2016 г., № 151-ОЗ // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429088309. – Дата доступа: 01.01.2019.

8. Об общественном контроле в Краснодарском крае [Электронный ресурс] : Закон Краснодар. края, 25 дек. 2015 г., № 3305-КЗ // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/432809870. – Дата доступа: 01.01.2019.

9. Околёснова, О. А. Новое прочтение принципов общественного контроля в современных условиях / О. А. Околёснова // Тр. по интеллект. собственности. – 2015. – Т. 21, № 2. – С. 110–123.

10. Бердникова, Е. В. Пробелы правовой регламентации принципов общественного контроля в Российской Федерации / Е. В. Бердникова // Соврем. о-во и право. – 2016. – № 2 (23). – С. 12–21.

11. Кодекс этики членов Общественной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] : принят на втором пленар. заседании Обществ. палаты Рос. Федерации 14 апр. 2006 г. // Общественная палата Российской Федерации. – Режим доступа: https://www.oprf.ru/about/1391/493. – Дата доступа: 01.01.2019.

12. Килессо, М. А. Принципы общественного контроля над деятельностью органов местного самоуправления в России / М. А. Килессо // Пробелы в рос. законодательстве. – 2016. – № 2. – С. 24–30.

13. Нужнова, С. Л. Анализ принципов института общественного контроля как инструмента взаимодействия гражданского общества и государства / С. Л. Нужнова, М. С. Терентьева, С. С. Клюшников // Наука и образование: хоз-во и экономика; предпринимательство; право и упр. – 2016. – № 4 (71). – С. 89–92.

14. Долгих, Ф. И. Общественный контроль за деятельностью политических партий – к постановке вопроса / Ф. И. Долгих // Пробелы в рос. законодательстве. – 2016. – № 2. – С. 13–18.

15. Соколова, О. В. Принципы осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания / О. В. Соколова // Уголов.-исполн. право. – 2014. – № 2 (18). – С. 42–47.

16. Занина, Т. М. Общественный контроль за деятельностью полиции: понятие, задачи, принципы / Т. М. Занина, М. С. Крицкая // Адм. право и процесс. – 2016. – № 6. – С. 38–42.

17. Бердникова, Е. В. Обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина как основная цель общественного контроля в России / Е. В. Бердникова // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практ. работников (1–2 июля 2015 г.) / Сарат. гос. ун-т [и др.] ; редкол.: Г. Н. Комкова [и др.]. – М., 2015. – С. 9–13.

18. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155646. – Дата доступа: 01.01.2019.

19. Литвинова, Ю. М. К вопросу о формах общественного контроля в Российской Федерации / Ю. М. Литвинова // Ленингр. юрид. журн. – 2015. – № 3 (41). – С. 53–60.

20. Михеев, Д. С. К вопросу о формах общественного контроля / Д. С. Михеев // Вестн. Марийс. гос. ун-та. Сер. : Ист. науки. Юрид. науки. – 2018. – Т. 4, № 1. – С. 66–70.

21. Япрынцев, И. М. Правотворческая инициатива граждан как форма общественного контроля в Российской Федерации / И. М. Япрынцев // Гражд. о-во в России и за рубежом. – 2016. – № 2. – С. 15–19.

22. О мониторинге правового пространства в Ямало-Ненецком автономном округе [Электронный ресурс] : Закон Ямало-Ненец. автоном. округа, 8 июня 2009 г., № 37-ЗАО // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/895234396. – Дата доступа: 01.01.2019.

23. Mikheev, D. S. On the experience of legal regulation of the principle of local authorities in German law / D. S. Mik heev, T. N. Mikheeva, M. A. Mokoseeva // Rev. of Europ. Studies. – 2015. – Vol. 7, № 8. – P. 23–27. https://doi.org/10.5539/res.v7n8p23

24. Иванова, К. А. Электронные петиции как способ осуществления населением общественного контроля за органами публичной власти / К. А. Иванова // Конституц. и муницип. право. – 2017. – № 10. – С. 15–17.

25. Гриб, В. В. Президент РФ – объект общественного контроля? [Электронный ресурс] / В. В. Гриб // Отрасли права : аналит. портал. – Режим доступа: http://отрасли-права.рф/article/20741. – Дата доступа: 01.01.2019.

26. Тверской районный суд города Москвы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tverskoy.msk.sudrf.ru. – Дата доступа: 01.01.2019.

27. О федеральной службе безопасности [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации, 3 апр. 1995 г., № 40­ФЗ // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6300. – Дата доступа: 01.01.2019.

28. Чиркин, В. Е. О современной концепции публичной власти / Е. В. Чиркин // Государство и право. – 2016. – № 2. – С. 5–14.

29. Гриб, В. В. Субъекты естественных монополий и государственных корпораций как объекты общественного контроля / В. В. Гриб // Конкурент. право. – 2016. – № 4. – С. 3–5.

30. Долгих, Ф. И. Общественный контроль за финансовой деятельностью политических партий / Ф. И. Долгих // Проблемы экономики и юрид. практики. – 2017. – № 1. – С. 84–88.

31. Об общественных советах [Электронный ресурс] : Закон Респ. Казахстан, 2 нояб. 2015 г., № 383­V. – Режим доступа: http://online.zakon.kz/document/?doc_id=36800092#pos=3;­252. – Дата доступа: 01.01.2019.

32. Об общественном контроле в Республике Казахстан [Электронный ресурс] : Закон Респ. Казахстан : проект // Право и СМИ Центральной Азии. – Режим доступа: http://medialaw.asia/posts/10-07-2013/73245.html. – Дата доступа: 01.01.2019.

33. Мурзанов, И. А. Профессиональные союзы как субъекты общественного контроля / И. А. Мурзанов // Закон и право. – 2016. – № 5. – С. 52–55.

34. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс] : Федер. закон Рос. Федерации, 12 янв. 1996 г., № 10­ФЗ // КОДЕКС. Электронный фонд правовой и нормативно­технической документации. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9015224. – Дата доступа: 01.01.2019.

35. Хачатрян, М. С. Пределы правового регулирования общественного контроля / М. С. Хачатрян // Юрид. исслед. – 2017. – № 9. – С. 24–30.

36. Безкоровайная, Ю. Е. Кризис легальности и легитимности государственной власти в контексте формирования «сильного» государства / Ю. Е. Безкоровайная // Государство и право. – 2011. – № 7. – С. 101–103.

37. Чиркин, В. Е. Легализация и легитимация государственной власти / В. Е. Чиркин // Государство и право. – 1995. – № 8. – С. 10–18.

38. Глухих, В. А. Легитимность власти и революция / В. А. Глухих, С. М. Елисеев // Дискурс. – 2016. – № 5. – С. 108–114.

39. Коломийцев, В. Ф. Для нового курса необходим диалог власти с народом / В. Ф. Коломийцев // Гражданин и право. – 2010. – № 7. – С. 3–17.


Дополнительные файлы

Просмотров: 21

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)