Вышэйшыя навучальныя ўстановы беларуска-літоўскіх губерняў у сістэме навуковай атэстацыі і падрыхтоўкі навуковых кадраў Расійскай імперыі (ХІХ – пачатак ХХ ст.)
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-3-298-306
Аннотация
В первой половине XIX в. в систему научной аттестации, которая постепенно формировалась в Российской империи, входили существовавшие на территории белоруссколитовских губерний высшие учебные заведения. Обязанностью их профессорских коллегий являлась подготовка кадров для научноисследовательской и научнопедагогической работы по фундаментальным естественным и гуманитарным наукам. Аттестация научных кадров предполагала наличие иерархии ученых степеней, состав которой фактически сводился к следующей схеме: «кандидат» – «магистр» – «доктор наук». На первом этапе (1803–1832 гг.) в рамках системы научной аттестации Российской империи действовали Виленский университет и Полоцкая иезуитская академия, обладавшие правом присуждать ученые степени. На втором этапе (1832–1864 гг.) авторитетными центрами подготовки научных кадров являлись созданные после закрытия Виленского университета специальные высшие учебные учреждения: Виленская медикохирургическая академия, Виленская римскокатолическая духовная академия. Весомый вклад в подготовку ученыхаграриев, развитие новых направлений аграрной науки внес ГорыГорецкий земледельческий институт, хотя он и не обладал правом присуждать ученые степени магистра и доктора. В целом роль высших учебных заведений белоруссколитовских губерний в системе научной аттестации Российской империи снизилась, поскольку на данном этапе они уже не могли осуществлять аттестацию по всей номенклатуре специальностей. На третьем этапе (1864–1917 гг.) подготовка профессиональных ученых на территории региона фактически не осуществлялась в условиях отсутствия высших учебных заведений. При этом стоит отметить вклад в формирование кадров в области специальных исторических наук, сделанный в начале XX в. Витебским отделением Московского археологического института.