Особенности и специфика создания сценария телевизионной документальной драмы


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-3-328-335

Полный текст:


Аннотация

Анализируется специфика написания сценария телевизионной документальной драмы (докудрамы), которая сочетает в себе признаки игрового и документального кино. Подчеркивается, что о правилах написания сценария, особенно игрового кино, написано много книг, однако о мастерстве написания сценария докудрамы научной литературы не существует. Несмотря на это в мире создано значительное количество фильмов­докудрам. Искусство автора сценария докудрамы заключается в том, чтобы выбрать самые интересные, парадоксальные моменты из жизни героя и показать его характер на сопротивлении – как он их преодолевает, что вызывает мотивацию поступков и почему он делает тот или иной выбор. Отмечается, что если в сценарии игрового фильма все строится через действие и игру актеров, то в докудраме мотивацию героя часто объясняет эксперт или участник событий. Сложные моменты в жизни и их преодоление, как правило, это постановочные эпизоды, а раскрытие характера героя подкрепляется документами, хроникой, если она присутствует, или другими подлинными источниками. Помимо кинозаконов при создании образа в докудраме в процессе написания сценария используются наработки телевизионной журналистики, поскольку докудраме присуща нарративность. В качестве примера рассматривается методика работы над сценариями докудрам в проекте «Обратный отсчет» («мастерская Владимира Бокуна», Беларусь).


Об авторе

Н. Г. Стежко
Белорусский государственный университет
Беларусь

Стежко Наталья Григорьевна – кандидат искусствоведения, доцент.

ул. Кальварийская, 9, 220004, Минск

 



Список литературы

1. Арабов, Ю. Н. Кинематограф и теория восприятия : учеб. пособие / Ю. Н. Арабов. – М. : ВГИК, 2003. – 104 с.

2. Аристотель. Поэтика / Аристотель. – М. : Риппол Классик, 2018. – 224 с.

3. Лайош, Э. Искусство драматургии [Электронный ресурс] / Э. Лайош. – Режим доступа: http://teatre.com.ua/upload/all/lib/iskustvo_dramaturgii.pdf.– Дата доступа: 14.07.2018.

4. Люмет, С. Как делается кино / С. Люмет ; пер. с англ. Д. Морозова, К. Донской. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 248 с.

5. Макки, Р. История на миллион долларов : мастер­класс для сценаристов, писателей и не только / Р. Макки ; пер. с англ. Е. Виноградовой. – 8­е изд. – М. : Альпина нон­фикш, 2016. – 456 с.

6. Митта, А. Кино между адом и раем : кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому… / А. Митта. – 2­е изд., перераб. и доп. – М. : АСТ : Зебра Е, 2008. – 505 с.

7. Михалков­Кончаловский, А. Парабола замысла / А. Михалков­Кончаловский. – М. : Искусство, 1977. – 232 с.

8. Парандовский, Я. Алхимия слова / Я. Парандовский ; пер. с пол. А. Саповича ; ред. М. Конева. – М. : Прогресс, 1972. – 335 с.

9. Родари, Д. Грамматика фантазии / Д. Родари ; пер. с итал. Ю. Д. Добровольской. – 4­е изд. – М. : Самокат, 2016. – 240 с.

10. Сегер, Л. Как сделать хороший сценарий великим : практ. рук. голливуд. эксперта / Л. Сегер ; пер. с англ. Ю. Агаповой. – 3­е изд., расшир. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 312 с.

11. Трюффо, Ф. Кинематограф по Хичкоку : пер. с англ. / Ф. Трюффо. – М. : [б. и.], 1996. – 224 с.

12. Туркин, В. К. Драматургия кино : очерки по теории и практике киносценария : учеб. пособие / В. К. Туркин. – [2­е изд.]. – М. : ВГИК, 2007. – 319 с.

13. Сценарное мастерство: кино­- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес : реф. кн. Р. Уолтера / Ин­т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания. – М. : [б. и.], 1993. – 63 с.

14. Феллини, Ф. Делать фильм / Ф. Феллини ; [пер. с итал. и коммент. Ф. М. Двин]. – М. : Искусство, 1984. – 287 с.

15. Червинский, А. М. Как хорошо продать хороший сценарий / А. М. Червинский. – М. : АСТ, 2019. – 304 с.

16. Нечай, О. Ф. Основы киноискусства : учеб. пособие / О. Ф. Нечай, Г. В. Ратников ; под ред. И. В. Вайсфельда. – 2­е изд., перераб. и доп. – Минск : Выш. шк., 1985. – 367 с.

17. Rosenthal, A. Writing docudrama: dramatizing reality for film and TV / A. Rosenthal. – Boston : Focal Press, 1995. – 271 p.

18. Viasat History [Электронный ресурс] // Академик : словари и энциклопедии. – Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1433286. – Дата доступа: 12.03.2019.

19. Блинова, М. Что такое постмодернизм: кратко и понятно [Электронный ресурс] / М. Блинова // Литера гуру. – Режим доступа: https://literaguru.ru/chto-takoe-postmodernizm-kratko-i-ponyatno/. – Дата доступа: 12.03.2019.

20. Старых, Н. В. Феномен контент­-маркетинга как признак формирования единого медийного пространства / Н. В. Старых // Журналистика в 2018 году: творчество, профессия, индустрия : материалы Междунар. науч.­практ. конф., Москва, 6–8 февр. 2019 г. / Моск. гос. ун­т, фак. журналистики ; [отв. ред.: Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский]. – М., 2019. – С. 120–121.

21. Irwin, B. J. Reality­based television (Docudrama) / B. J. Irwin // Encyclopedia of international media and communications / ed. D. H. Johnston. – London, 2003. – Vol. 4. – P. 59–70. https://doi.org/10.1016/b0-12-387670-2/00067-4

22. Ермакова, В. Владимир Бокун: скромное обаяние документов / В. Ермакова // Теленеделя. – 2009. – № 7. – С. 22.

23. Нечай, О. Живая история: исторический цикл канала ОНТ «Обратный отсчет» / О. Нечай // На экранах. – 2009. – № 2. – С. 6–7.


Дополнительные файлы

Просмотров: 34

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)