Міфалогія прадметнага свету ў творах Максіма Гарэцкага
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-3-345-354
Аннотация
Формулируется гипотетическое суждение о том, что мифологизация предметов в произведениях М. Горецкого, с одной стороны, это способ гармонизации окружающего мира и человека в нём, а с другой – точный рисунок действительности, знак сдвигов и катастроф.
Исследовано, что трагизм существования человека, согласно с мифопоэтической концепции М. Горецкого, выявляется в одушевлении предметов, вещей и одновременно в опредмечивании людей, что проявилось в таких моментах, как прятание лица (рассказ “Зима”) или частичное отождествление человека и одежды (повесть “Ціхая плынь”). Полное и непоправимое опредмечивание человека представлено писателем в рассказе “Зима” и повести “Ціхая плынь”.
Центральным местом, ареной наступления предметов на человека в рассказе “Зима” стал мифологический образ дома, который выполняет различные идейноконцептуальные функции в авторском мифотворчестве. С одной стороны, дом – это оберегающий очаг, дающий человеку полную защищенность, как в рассказах “У лазні”, “Роднае карэнне”, с другой – это место некомфортного, несвободного существования человека (рассказ “Зіма”, повесть “Ціхая плынь”).
Подчеркивается, что в описаниях М. Горецкого мы видим переход от бытовой точности к развенчиванию социального мифа. Такая же тонкая граница между бытовым планом и мифом присуствует в рассказе “У лазні”, но в этом произведении, по сравнению с рассказом “Дзёгаць”, выделяется не разрушение мифического, а, наоборот, его возрастание, усиление, что символически проявилось в приговорах, магических заговорах (рассказ “Зіма”).