Аспекты нелинейности в музыке второй половины ХХ века
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-4-461-466
Аннотация
Цель исследования – дать предварительное представление о нелинейной музыке, выражающей постнеклассическую концепцию мира. Впервые новизна композиторского мышления представителей Второго музыкального авангарда объясняется с позиций нелинейности и самоорганизации. Дано авторское определение нелинейной музыкальной реальности, где выделяются три формы репрезентации: локальная, тотальная, бии полифуркационная. Рассматривается синергетический методологический инструментарий, включающий терминологию, который апплицируется на музыкальную предметность, что позволило определить новую сущность и новое качество музыкально-художественных композиций.
Важнейшей стороной нелинейной музыки выступает импровизационное начало, где интегральность целого достигается с помощью неизбежного возникновения определенного единообразия материала и связанности элементов на основе самоорганизующей силы творческой и исполнительской воли. На примере «Etudes Australes» Д. Кейджа рассматривается особенность структуры, которая заключается в ее разомкнутости, атемпоральности и «рассеивании» звуковой ткани во вневременном пространстве, то есть структура этюдов по сути диссипативна (нелинейна). Модели нелинейных музыкальных систем охватывают жанровые формы, определяющие акционизм – хэппенинг, перфоманс, а также технику коллажа (интертекстуальности). Вкупе они демонстрируют композиции с «полностью раскованной формой» (И. Добрицына).
Таким образом, нелинейная музыка – это специфический музыкальный текст, или «нововременной … opus perfectum et absolutum» (по М. Катунян), где властвуют казуальная процессуальность и структурная разомкнутость, ацентрированность и самоорганизация, принцип неопределенности и дискретная метафизика, что отвечает постнеклассической концепции мира и ментальной специфике современной эпохи. В характеристику нелинейности входят множественность репрезентаций смыслового, лексического и структурного материала (например, алеаторика формы), незакрепленность текста (например, графическая музыка), аппроксимативность элементов и средств выражения (музыкальных и внемузыкальных), «детерминированный хаос» (по Д. Глейку), эмерджентность изменений процесса становления музыкальной материи, самоструктурирование на основе временного и антропогенного факторов.