Аспекты нелинейности в музыке второй половины ХХ века
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-4-461-466
Аннотация
Цель исследования – дать предварительное представление о нелинейной музыке, выражающей постнеклассическую концепцию мира. Впервые новизна композиторского мышления представителей Второго музыкального авангарда объясняется с позиций нелинейности и самоорганизации. Дано авторское определение нелинейной музыкальной реальности, где выделяются три формы репрезентации: локальная, тотальная, бии полифуркационная. Рассматривается синергетический методологический инструментарий, включающий терминологию, который апплицируется на музыкальную предметность, что позволило определить новую сущность и новое качество музыкально-художественных композиций.
Важнейшей стороной нелинейной музыки выступает импровизационное начало, где интегральность целого достигается с помощью неизбежного возникновения определенного единообразия материала и связанности элементов на основе самоорганизующей силы творческой и исполнительской воли. На примере «Etudes Australes» Д. Кейджа рассматривается особенность структуры, которая заключается в ее разомкнутости, атемпоральности и «рассеивании» звуковой ткани во вневременном пространстве, то есть структура этюдов по сути диссипативна (нелинейна). Модели нелинейных музыкальных систем охватывают жанровые формы, определяющие акционизм – хэппенинг, перфоманс, а также технику коллажа (интертекстуальности). Вкупе они демонстрируют композиции с «полностью раскованной формой» (И. Добрицына).
Таким образом, нелинейная музыка – это специфический музыкальный текст, или «нововременной … opus perfectum et absolutum» (по М. Катунян), где властвуют казуальная процессуальность и структурная разомкнутость, ацентрированность и самоорганизация, принцип неопределенности и дискретная метафизика, что отвечает постнеклассической концепции мира и ментальной специфике современной эпохи. В характеристику нелинейности входят множественность репрезентаций смыслового, лексического и структурного материала (например, алеаторика формы), незакрепленность текста (например, графическая музыка), аппроксимативность элементов и средств выражения (музыкальных и внемузыкальных), «детерминированный хаос» (по Д. Глейку), эмерджентность изменений процесса становления музыкальной материи, самоструктурирование на основе временного и антропогенного факторов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Г. МдиваниБеларусь
Мдивани Татьяна Герасимовна – доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник
ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск
Список литературы
1. Аттрактор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mydocx.ru/12-103088.html. – Дата доступа: 27.01.2019.
2. Бриль, Е. Пьер Булез. «Шенберг мертв» / Е. Бриль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jenyabril.livejournal.com/10511.html. – Дата доступа: 30.10.2019.
3. Можейко, М. Постмодернистская чувствительность / М. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: ИнтерПрессервиз. Книжный дом, 2002.
4. Переверзева, М. Музыкальные игры прошлого и настоящего / М. Переверзева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.book.lib-i.ru/25raznoe/804060-1-marina-pereverzeva-muzikalnie-igri-proshlogo-i-nastoyaschego-state-daetsya-obzor-metodik-sochineni.php. – Дата доступа: 22.01.2020.
5. Пригожин, И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1989. – № 8. – С. 3 – 19.
6. Сороко, Э. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем / Э. Сороко. – М.: КомКнига, 2006.
7. Сage, J. Etudes Australes / J. Cage // Edition Peters.– № 6816 a/b.
8. Stockhausen, K. Zyklus fṻr einen Schlagzeuger / K. Stockhausen // Universal Edition. – U.E.13186 LW.