Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Аспекты нелинейности в музыке второй половины ХХ века

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2020-65-4-461-466

Аннотация

Цель исследования – дать предварительное представление о нелинейной музыке, выражающей постнеклассическую концепцию мира. Впервые новизна композиторского мышления представителей Второго музыкального авангарда объясняется с позиций нелинейности и самоорганизации. Дано авторское определение нелинейной музыкальной реальности, где выделяются три формы репрезентации: локальная, тотальная, бии полифуркационная. Рассматривается синергетический методологический инструментарий, включающий терминологию, который апплицируется на музыкальную предметность, что позволило определить новую сущность и новое качество музыкально-­художественных композиций.

Важнейшей стороной нелинейной музыки выступает импровизационное начало, где интегральность целого достигается с помощью неизбежного возникновения определенного единообразия материала и связанности элементов на основе самоорганизующей силы творческой и исполнительской воли. На примере «Etudes Australes» Д. Кейджа рассматривается особенность структуры, которая заключается в ее разомкнутости, атемпоральности и «рассеивании» звуковой ткани во вневременном пространстве, то есть структура этюдов по сути диссипативна (нелинейна). Модели нелинейных музыкальных систем охватывают жанровые формы, определяющие акционизм – хэппенинг, перфоманс, а также технику коллажа (интертекстуальности). Вкупе они демонстрируют композиции с «полностью раскованной формой» (И. Добрицына).

Таким образом, нелинейная музыка – это специфический музыкальный текст, или «нововременной … opus perfectum et absolutum» (по М. Катунян), где властвуют казуальная процессуальность и структурная разомкнутость, ацентрированность и самоорганизация, принцип неопределенности и дискретная метафизика, что отвечает постнеклассической концепции мира и ментальной специфике современной эпохи. В характеристику нелинейности входят множественность репрезентаций смыслового, лексического и структурного материала (например, алеаторика формы), незакрепленность текста (например, графическая музыка), аппроксимативность элементов и средств выражения (музыкальных и внемузыкальных), «детерминированный хаос» (по Д. Глейку), эмерджентность изменений процесса становления музыкальной материи, самоструктурирование на основе временного и антропогенного факторов.

Об авторе

Т. Г. Мдивани
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Мдивани Татьяна Герасимовна – доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Аттрактор [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mydocx.ru/12-103088.html. – Дата доступа: 27.01.2019.

2. Бриль, Е. Пьер Булез. «Шенберг мертв» / Е. Бриль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://jenyabril.livejournal.com/10511.html. – Дата доступа: 30.10.2019.

3. Можейко, М. Постмодернистская чувствительность / М. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: ИнтерПрессервиз. Книжный дом, 2002.

4. Переверзева, М. Музыкальные игры прошлого и настоящего / М. Переверзева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.book.lib-i.ru/25raznoe/804060-1-marina-pereverzeva-muzikalnie-igri-proshlogo-i-nastoyaschego-state-daetsya-obzor-metodik-sochineni.php. – Дата доступа: 22.01.2020.

5. Пригожин, И. Переоткрытие времени / И. Пригожин // Вопросы философии. – 1989. – № 8. – С. 3 – 19.

6. Сороко, Э. Золотые сечения, процессы самоорганизации и эволюции систем / Э. Сороко. – М.: КомКнига, 2006.

7. Сage, J. Etudes Australes / J. Cage // Edition Peters.– № 6816 a/b.

8. Stockhausen, K. Zyklus fṻr einen Schlagzeuger / K. Stockhausen // Universal Edition. – U.E.13186 LW.


Рецензия

Просмотров: 522


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)