Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Концептуальные основы функционирования потребительского рынка

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2021-66-2-225-234

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена вопросу уточнения концептуального базиса развития потребительского рынка с учетом специфики современного этапа общественных отношений. Авторами утверждается, что взаимосвязи участников данного рынка должны выстраиваться на принципах эффективности и социальной справедливости и ориентироваться на улучшение показателей национальной экономики. Раскрыта суть понимания этих принципов с позиций целевых приоритетов деятельности поставщиков потребительских товаров, субъектов торговли, предприятий и организаций реального сектора экономики, которые напрямую не задействованы в производстве потребительских благ, а также деятельности финансово-кредитных учреждений, государства и интересов конечного покупателя. Обозначены цель и задачи функционирования потребительского рынка, а также инструментарий их реализации. Особый акцент сделан на значимости мер ценового регулирования и необходимости их подчинения принципам эффективности и социальной справедливости. Рассмотрены важнейшие факторы ценообразования на товары личного потребления: соотношение спроса и предложения, затраты на производство и реализацию продукции, ее ценность для потребителя, наличие складских запасов, состояние денежной сферы, рост мировой экономической интеграции, применение экономических санкций и уровень конкуренции. Сформулирован вывод о целесообразности комплексного подхода к исследованию заявленной тематики.

Об авторах

А. М. Тетёркина
Институт экономики Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Тетёркина Алла Михайловна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072



А. Н. Ганюков
Институт экономики Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Ганюков Андрей Николаевич, старший научный сотрудник

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Актуальные направления повышения эффективности сельского хозяйства региона (на примере Могилев- ской области) / А. А. Муравьёв, В. И. Бельский, А. М. Тетёркина. – Минск : Ин-т систем. исслед. в АПК НАН Беларуси, 2017. – 157 с.

2. Галиуллин, Х. Я. Эффект как категория теории эффективности / Х. Я. Галиуллин, Г. П. Ермаков // Проблемы соврем. экономики. – 2013. – № 4 (68). – С. 120–124.

3. Гонтарева, И. Соотношение экономических эффектов и эффективности / И. Гонтарева, А. Дорохов // Economics & Economy. – 2013. – Vol. 1, № 1. – P. 197–205.

4. Тетёркина, А. М. Сущность эффективности сельскохозяйственного производства / А. М. Тетёркина // Проблемы экономики : сб. науч. тр. / Белорус. гос. с.-х. акад. – Минск, 2007. – Вып. 5. – С. 187–205.

5. Пигунова, О. Ассортиментная концепция предприятия торговли / О. Пигунова // Маркетинг. – 2003. – № 1. – С. 68–74.

6. Примаченок, Г. А. Экономическая теория и оценка эффективности деятельности хозяйственных субъектов / Г. А. Примаченок // Вес. Беларус. дзярж. экан. ун¬та. – 2007. – № 4 (64). – С. 7–13.

7. Гусаков, В. Экономика счастья: мифы и реальность / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2019. – № 9 (199). – C. 4–10.

8. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов // Вопр. экономики. – 2004. – № 4. – С. 25–41. https://doi.org/10.32609/0042-8736-2004-4-25-41

9. Панчук, Н. А. Инструментарии и моделирование процессов государственного регулирования социально- экономической сферы / Н. А. Панчук // Экон. науки. – 2009. – № 6 (55). – С. 11–16.

10. Петрович, М. В. Система государственного регулирования потребительского рынка / М. В. Петрович // Весн. Беларус. дзярж. экан. ун-та. – 2003. – № 1. – C. 8–14.

11. Беккер, Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение [Электронный ресурс] / Г. С. Беккер. – Режим доступа: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=in&links=./in/becker/works/becker_w1.txt&img=works.jpg&name=becker. – Дата доступа: 12.09.2020.

12. Гусаков, В. Приоритеты современного развития экономики / В. Гусаков // Наука и инновации. – 2020. – № 6 (208). – С. 4–9.

13. Оптимум Парето [Электронный ресурс] // Всероссийская академия внешней торговли. – Режим доступа: http://www.vavt.ru/wred/glossek.nsf/glossecon/LSP058662. – Дата доступа: 07.10.2020.

14. Обозный, Д. А. Эффективность и справедливость: описание экономической дифференциации / Д. А. Обозный // Проблемы соврем. экономики. – 2013. – № 4 (68). – С. 106–109.

15. Дыльнова, Т. В. Социальная справедливость – важнейший принцип социальной политики государства / Т. В. Дыльнова, И. А. Панкратов // Информ. безопасность регионов. – 2012. – № 1 (10). – С. 75–79.

16. Лепешинская, М. И. Понятие цены и ценообразования / М. И. Лепешинская // Экономика и учет труда. – 2008. – № 9. – С. 19–28.

17. Расулев, А. Государство и цены: механизм воздействия в условиях рыночной экономики / А. Расулев, С. Воронин, О. Исмаилов // О-во и экономика. – 2008. – № 3–4. – С. 5–18.

18. Паршин, В. И. Особенности ценообразования в условиях рыночной экономики / В. И. Паршин // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2011. – № 7. – С. 38–41.

19. Салимжанов, И. К. Рынок и регулирование цен / И. К. Салимжанов // Финансы. – 2007. – № 7. – С. 68–70.

20. Солнцева, Д. Факторы ценообразования: сколько стоит ваш продукт [Электронный ресурс] / Д. Солнцева // Планово-экон. отд. – 2020. – № 5. – Режим доступа: https://www.profiz.ru/peo/5_2020/faktory_cenoobrazovanija/. – Дата доступа: 08.09.2020.

21. Агафонова, М. С. Основные факторы и методы ценообразования в современных условиях / М. С. Агафонова, Ю. С. Грищенко // Соврем. наукоем. технологии. – 2013. – № 10, ч. 1. – С. 133.

22. Преображенский, Д. Всемирная торговая организация (ВТО) [Электронный ресурс] / Д. Преображенский, Ю. Латов // Энциклопедия Кругосвет. – Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ekonomika_ i_pravo/VSEMIRNAYA_TORGOVAYA_ORGANIZATSIYA_VTO.html. – Дата доступа: 25.10.2020.

23. Архипова, В. В. Современный санкционный режим в отношении России: характеристика и глобальный аспект / В. В. Архипова // Мир новой экономики. – 2017. – № 2. – С. 13–19.

24. Международные санкции (ограничительные меры) [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Республики Эстония. – Режим доступа: https://vm.ee/ru/rahvusvahelised-sanktsioonid-piiravad-meetmed. – Дата доступа: 25.11.2020.

25. Ивановская, И. В. Механизм ценообразования на рынке с ограниченной конкуренцией / И. В. Ивановская, Е. М. Карпенко. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2009. – 160 с.


Просмотров: 118


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)