Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

О новых сценических жанрах в музыке второй половины ХХ века

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2023-68-2-130-139

Аннотация

Рассматриваются новые музыкально-театральные жанры, которые демонстрируют постнеклассическое музыкальное мышление. Наиболее распространенными являются хэппенинг, перфоманс и инструментальный театр. Жанры по-разному анализируются В. Петровым, М. Переверзевой, Ю. Гниренко и М. Катунян, но, однако, без раскрытия их онтологии и логической основы. Главными отличительными особенностями новых сценических форм являются разомкнутость структуры, креативная функция исполнителей и временная неограниченность, что указывает на ризому и ризомное мышление композиторов. Предлагается рассматривать новые музыкально-театральные реалии как нелинейные, в частности, диссипативные, основанные на нелинейном типе детерминизма – самодетерминизме. На его основе утверждается рациональный конструкт в виде самоорганизации (исполнителя), или исполнительской воли, который обеспечивает музыкальному материалу качество целостности. Другой формой новых музыкально-сценических жанров, сформировавшихся в постнеклассическую эпоху, или в эпоху постмодерна, является альтернативный музыкальный театр. Он представлен альтернативной оперой и альтернативным балетом, в которых устанавливается эстетика консонанса, антимимезиса и показа (вместо переживания), а также многовариантная реализация музыкально-театрального замысла (концерт, театральная сцена и др.). В качестве аналитического материала избраны произведения американского композитора Д. Кейджа, российского композитора В. Мартынова, белорусских композиторов В. Кузнецова, Л. Симакович, А. Короткиной.

Об авторе

Т. Г. Мдивани
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Мдивани Татьяна Герасимовна – доктор искусствоведения, профессор, ведущий научный сотрудник

ул. Сурганова, 1, корпус 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Вышеславцев, Б. П. Вечное в русской философии [Электронный ресурс] / Б. П. Вышеславцев. – Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. – С. 302. – Режим доступа: https://uchebnikfree.com/istoriya-filosofii-uchebnik/svoboda-volitvorcheskiy-9474.html. – Дата доступа: 01.11.2022.

2. Катунян, М. Параллельное время Владимира Мартынова / М. Катунян // Музыка из бывшего СССР. Вып. 2. – М.: Композитор, 1996. – С. 41–74.

3. Кенигсберг, А. Гайдн. Симфония № 45 («Прощальная») [Электронный ресурс] / А. Кенигсберг. – Режим доступа: belcanto.ru/s_haydn_45.html и https://ru.wikipedia.org/wiki. – Дата доступа: 05.11.2022.

4. Кикель, П. В. Краткий энциклопедический словарь философских терминов / Э. М. Сороко, П. В. Кикель. – Минск: БГПУ им. М. Танка, 2008. – 2-е изд. – 266 с.

5. Князева, Е. Основания синергетики / Е. Князева, С. Курдюмов. – СПб.: Алетейя, 2002. – С. 87.

6. Композитор Джон Кейдж о музыке // Интервью, которого не было / В. Ценова. – 2010. – 6 августа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:expel.at.ua/news/kompozitor_dzhon_keJdzh_o_muzuke/2010-08-06-59. – Дата доступа: 01.11.2022.

7. Лейбниц, Г. В. Начала Природы и Благодати, основанные на разуме / Г. В. Лейбниц // Собр. соч.: в 4 т. – Т. 1. – М.: Мысль, 1982. – 639 с.

8. Леонтьев, Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев // Психологический журнал. – 2000. – № 1. – С. 15–25.

9. Мей, Р. Р. Свобода и судьба [Электронный ресурс] / Р. Р. Мей; пер. с англ. А. Багрянцевой. – М., 2013. – 288 с. – Режим доступа: https://www.livelib.ru/book/1000902059/about-svoboda-i-sudba-rollo-mej. – Дата доступа: 03.11.2022.

10. Можейко, М. А. Ризома / М. А. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 884–888.

11. Можейко, М. А. Классика–неклассика–постнеклассика / М. А. Можейко // История философии. Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2002. – С. 459–463.

12. Нелинейность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/6-197-nelineinost.htm]. – Дата доступа: 03.11.2022.

13. Переверзева, М. Европеры Джона Кейджа как философско-эстетический манифест композитора [Электронный ресурс] / М. Переверзева // Израиль. Музыкальный журнал. – Режим доступа: https:// archive.li/t0sef. – Дата доступа: 01.11.2022.

14. Переверзева, М. Джон Кейдж. Жизнь, творчество, эстетика / М. Переверзева. – М.: Юрайт, 2022. – 292 с.

15. Петрусева, Н. А. Относительность звукового пространства, времени и формы («Dérive 1» Пьера Булеза) / Н. А. Петрусева // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. – М., 2003. – С. 254–267.

16. Самодетерминация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/samodeterminaciya. – Дата доступа: 02.11.2022.

17. Холопов, Ю. Н. Новые парадигмы музыкальной эстетики ХХ века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/1775445-novye-paradigmy-muzykalnoy-estetiki-xx-veka/toread. – Дата доступа: 02.11.2022.

18. Шабалина, Т. Условный театр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Krugosvet.ru/enc/USLOVNI TEATR/ htm. – Дата доступа: 05.11.2022.

19. Эпикур и эпикурейцы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.info/2-108438.htm. – Дата доступа: 05.11.2022.


Рецензия

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)