Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Философия драмы: от понятия к концепту

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2025-70-3-183-192

Аннотация

Современное белорусское государство, как и европейское общество в целом, вынуждено приспосабливаться к жизни в условиях постоянного кризиса. Традиционные темы философии истории, такие как смысл и направленность исторического развития общества, движущие силы исторического процесса, конечные цели развития человечества, стали особо актуальными в ХХI веке и пронизывают все поле современных философских исследований. Философский анализ драмы как концепта, фундирующего драматический подход в изучении закономерностей развития общества, соответствует критериям научной новизны и значимости в условиях выявления продуктивных стратегий осмысления и разрешения конфликтов локального и глобального масштабов как настоящего, так и будущего. Цель исследования – эксплицировать методологический потенциал драмы в современном социокультурном знании. Задачи исследования заключаются в следующем: а) проанализировать предпосылки трансдисциплинарного использования драматургической терминологии в системе философского знания; б) показать сущностное отличие между драмой, понятием, метафорой и концептом; в) раскрыть теоретические основания драмы концепта; г) произвести теоретическую реконструкцию модели драмы как алгоритма развития конфликта; д) обосновать драматический подход в изучении закономерностей развития общества. В результате автор делает вывод, что трансдисциплинарное использование драматургической терминологии в системе философского знания стало возможным благодаря творчеству И. Гоффмана, К. Берка, Н. Ховарда, В. Теренра. Концепт драмы – это теоретическое наполнение понятия драмы, в отличие от метафоры концепт может выступать системообразующим элементом драматического подхода в изучении закономерностей развития общества; теоретические основания концепта драмы: философские, лингвистические и драматургические; драма как алгоритм развития конфликта отражает основные стадии развития конфликта, эксплицированные в классической теории драматургии; драматический подход – это совокупность приемов теоретической реконструкции модели драмы и драматического моделирования конфликта в исследовании и объяснении общества, объединенных принципом драматизации социальной действительности.

Об авторе

О. Л. Познякова
Белорусский государственный медицинский университет
Беларусь

Познякова Ольга Леонидовна – кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и политологии

пр. Дзержинского, 83, корп. 1, 220116, Минск



Список литературы

1. Mikhailov M. I. Epic, drama, lyrics as a kind of literature (essence, features, interrelation). Ph. D. Thesis. Moscow, 2006. 302 p. (in Russian).

2. Sazonova E. V. History of drama and fundamentals of screenwriting: drama theory. Barnaul, Publishing house of the Altai State Academy of Culture and Arts, 2012. 135 p. (in Russian).

3. Katysheva D. N. Issues of the theory of drama: action, composition, genre: a study guide. 2nd ed. St. Petersburg, Lan’ Publ.; Planeta muzyki Publ., 2016. 256 p. (in Russian).

4. Ostertag S. F. A cultural sociology of social media: social drama, cultural affordances and blogging in the wake of Hurricane Katrina. Cultural Sociology, 2021, vol. 15, no. 1, pp. 113–133. https://doi.org/10.1177/1749975520946609

5. Liu J. From social drama to political performance: China’s multi­front combat with the COVID­19 epidemic. Critical Asian Studies, 2020, vol. 52, no. 4, pp. 473–493. https://doi.org/10.1080/14672715.2020.1803094

6. Torresan A. Postcolonial social drama: the case of Brazilian dentists in Portugal. Critique of Anthropology, 2021, vol. 41, no. 2, pp. 165–186. https://doi.org/10.1177/0308275x211004713

7. Losev A. F., Sonkina G. A., Timofeeva N. A., Cheremukhina N. M. Greek tragedy. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1958. 203 p. (in Russian).

8. Shakespeare W. As you like it. Moscow, Meshcheryakov Publ., 2017. 237 p. (in Russian).

9. Burke K. A grammar of motives. Berkeley, University of California Press, 1969. 554 p.

10. Goffman I. The presentation of self in everyday life. Moscow, Kanon­press Ts: Kuchkovo pole Publ., 2000. 304 p. (in Russian).

11. Macionis J. J., Gerber L. M. Sociology. 7th ed. Toronto, Pearson Canada, 2010. 688 p.

12. Welsh J. Dramaturgical analysis and societal critique. Piscataway, Transaction Press, 1990. 68 p.

13. Howard N. Theory of drama (selected texts). Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropologii = The Journal of Sociology and Social Anthropology, 2008, vol. 11, no. 4, pp. 30–46 (in Russian).

14. Semenov V. A. “Drama Technology” – technology for analysis of the socio­political conflicts. Upravlencheskoe konsul’tirovanie = Administrative Consulting, 2012, no. 2 (46), pp. 48–67 (in Russian).

15. Kant I. To the eternal peace. Collected works: in 8 volumes. Vol. 7. Moscow, 1994, pp. 5–57 (in Russian).

16. Turner V. From ritual to theatre. The human seriousness of play. New York, PAJ, 1982. 127 p.

17. Turner V. Dramas, fields, and metaphors: symbolic action in human society. London, Cornell University Press, 1974. 312 p.

18. Turner V. On the edge of the bush: anthropology as experience. Tucson, University of Arizona Press, 1985. 328 p.

19. Voishvillo E. K. Concept as a form of thinking: logical and epistemological analysis. Moscow, Moscow State University Publishing House, 1989. 239 p. (in Russian).

20. Knigin I. A. Dictionary of literary terms. Saratov, Litsei Publ., 2006. 271 p. (in Russian).

21. Infeld L. My memories about Einstein. Uspekhi fizicheskikh nauk = Physics-Uspekhi, 1956, vol. 59, iss. 1, pp. 135–184 (in Russian).

22. Wilde O. The picture of Dorian Grey. Plays. Fairy tales. Moscow, Litres Publ., 2020. 691 p. (in Russian).

23. Kundera M. The unbearable lightness of being. Moscow, Azbuka Publ., 2018. 352 p. (in Russian).

24. Lakoff G., Johnson M. Metaphors we live by. Moscow, URSS Publ., 2004. 256 p. (in Russian).

25. Kamus A. The Myth of Sisyphus, The Misunderstanding and Caligula. Moscow, AST Publ., 2010. 320 p. (in Russian).

26. Berdyaev N. The existential dialectic of the divine and the human. Moscow, Litres Publ., 2009. 220 p. (in Russian).

27. Sartre J.­P. The nausea. Moscow, AST Publ., 2019. 320 p. (in Russian).

28. Dem’yankov V. Z. The term “concept” as an element of terminological culture. Yazyk kak materiya smysla: sbornik statei k 90-letiyu akademika N. Yu. Shvedovoi [Language as a matter of meaning: collection of articles for the 90th anniversary of academician N. Yu. Shvedova]. Moscow, 2007, pp. 606–622 (in Russian).

29. Gritsanov A. A. (ed.). The newest philosophical dictionary. 3nd ed. Minsk, Knizhnyi Dom Publ., 2003. 1279 p. (in Russian).

30. Poznyakova O. L. Philosophy of drama: frustration vs. catharsis. Minsk, Republican Institute of Higher Education, 2017. 102 p. (in Russian).

31. Hegel F. G. W. Esthetics: in 4 volumes. Vol. 4. Moscow, Iskusstvo Publ., 1973. 676 p. (in Russian).

32. Aristotel. Poetics. Collected works: in 4 volumes. Vol. 4. Moscow, 1983, pp. 645–681 (in Russian).

33. Lawson J. H. Theory and technique of playwriting and screenwriting. Moscow, Iskusstvo Publ., 1960. 562 p. (in Russian).


Рецензия

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)