Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти: понятие и виды


https://doi.org/10.29235/2524-2369-2019-64-2-209-219

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена анализу понятия и видов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Беларусь. Эти органы отличаются нормотворческой активностью. Играя активную роль в реализации актов законодательства более высокого юридического уровня, осуществляя собственную нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти путем издания нормативных актов в пределах своих компетенций формируют национальную правовую систему, оказывают влияние на обеспечение правового порядка. Особенно важное место занимают нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. От своевременного их принятия зависит быстрота и качество воздействия на сферы жизнедеятельности, особенно это важно в период острой конкуренции между государствами. В связи с этим необходимость глубокого совершенствования нормотворчества республиканских органов исполнительной власти возрастает. В Законе «О нормативных правовых актах» определено соотношение по юридической силе нормативных правовых актов. К сожалению, не указано о месте и роли специальных актов. Они должны обладать большей юридической силой, чем иные акты, в том числе, если речь идет о специальном законе, и по отношению к иным законодательным актам, исключая программные законодательные акты (программные законы и директивы). Вносятся и иные предложения. Так, указано, что особой юридической силой должны обладать акты (совместные акты), которые принимаются в виде соглашений между органами исполнительной власти и профсоюзными органами, объединениями предпринимателей. Дав- но стоит задача обеспечения пакетного принципа подготовки нормативных правовых актов. В этой связи при разработке проекта закона или иного законодательного акта, определении их концепции в составе соответствующей рабочей группы должны быть представители соответствующего ведомства (обычно так и происходит). Одновременно с процессом подготовки проекта законодательного акта целесообразно вести разработку проекта ведомственного акта. Особенно интенсивно такая работа могла бы происходить после одобрения проекта закона в первом чтении в Палате представителей Национального собрания. Полезно было бы в рамках головной комиссии, ответственной за подготовку законопроекта, обсуждать основные положения будущего ведомственного акта, если необходимость его принятия вытекает из данного проекта (аналогично следовало бы поступать, если предполагается принятие акта Правительства). Обмен информацией между этими инстанциями (Парламентом, Правительством, министерством) также можно организовать при разработке комплекса актов, используя информационные технологии. Полагаем, назревшей является реализация высказанной в литературе идеи о необходимости принятия Управленческого (Административного) кодекса Республики Беларусь.


Об авторе

Г. А. Василевич
Белорусский государственный университет.
Россия

Василевич Григорий Алексеевич – член-корреспондент, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права юридического факультета.

ул. Ленинградская, 8, 220030, Минск.



Список литературы

1. Генеральное соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2016–2018 годы [Электронный ресурс] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

2. Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 27 февр. 1991 г., № 651-XII : в ред. от 14 нояб. 1991 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

3. Глебова, Н. А. Ведомственное нормотворчество / Н. А. Глебова // Вестн. Волж. у н-та им. В. Н. Татищева. – 2009. – № 71. – С. 97–103.

4. Ведомственное нормотворчество: теория и практика применения / отв. ред. М. А. Лапина, В. А. Баранов. – М. : Проспект, 2014. – 240 с.

5. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 c.

6. О конституционном судопроизводстве [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 8 янв. 2014 г., № 124-З : в ред. от 22 дек. 2016 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.

7. Василевич, С. Г. О государственном управлении: понятие, цели, критерии эффективности / С. Г. Василевич // Проблемы управления. – 2014. – № 4 (53). – С. 147–151.


Дополнительные файлы

Просмотров: 230

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)