Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Камерный кюй – новый жанр казахской академической музыки

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2021-66-4-461-467

Аннотация

 С момента становления камерно-инструментальной музыки Казахстана вектором творческого поиска, основой синтеза национального и западного музыкального мышления стал традиционный инструментальный
жанр – кюй. Цель статьи – раскрытие черт традиционного жанра в рамках академической музыки и презентация нового жанра – камерного кюя.
Выражение кюя в произведениях представлено многообразно. Воплощение семантики кюя в его образном значении дается в названии произведения. При использовании народного инструментального жанра в профессиональном письменном творчестве авторы дают функциональную ассоциацию, представленную в произведении в виде
фрагмента (мелодике или аккомпанементе). Следующим моментом в градации черт кюя в камерно-инструментальном творчестве композиторов Казахстана является господство его черт: моторики, вариантно-вариационного развития формы, фактуры на всем протяжении произведения или его части.
Формирование нового жанра – камерного кюя – явилось итогом творческих исканий казахского народного инструментального творчества – кюя, соединение закономерностей его темообразования и формообразования с достижениями европейского творческого опыта. По форме эти пьесы представляют собой кюй (чередование трёх регистровых зон, характерных для традиционного жанра), в гармонии применяются квартово-квинтовые созвучия, воссоздающие в звучании европейского инструмента обертоновую плотность домбрового тембра. 

Об авторе

Г. Т. Акпарова
Казахский национальный университет искусств
Казахстан

Акпарова Галия Толегеновна – к андидат и скусствоведения, профессор кафедры музыковедения и композиции

пр. Тауелсиздик, 50, 10000, Нур-Султан



Список литературы

1. Мухамбетова, А. Аспекты сравнительного изучения западноказахстанского кюя и среднеазиатского макома / А. Мухамбетова // Музыка Востока и Запада. Взаимодействие культур. – Алма-Ата, 1991. – С. 53–91.

2. Гизатов, Б. От кюя до симфонии : cт., материалы и исслед. / Б. Гизатов. – Алма-Ата : Жалын, 1976. – 167 с.

3. Аманов, Б. Композиционная терминология домбровых кюев / Б. Аманов // Инструментальная музыка казахского народа : cт., очерки / cост. А. Мухамбетова. – Алма-Ата, 1985. – С. 39–48.

4. Сарыбаев, Т. Кюй как коммуникативное явление / Т. Сарыбаев // Инструментальная музыка казахского народа : cт., очерки / cост. А. Мухамбетова. – Алма-Ата, 1985. – С. 49–62.

5. Жубанов, А. Струны столетий: очерки о жизни и творчестве казахских народных композиторов / А. Жубанов. – Алма-Ата : Каз. гос. изд-во художеств. лит., 1958. – 396 с.

6. Затаевич, А. 1000 песен казахского народа / А. Затаевич. – Изд. 2-е. – Алматы : [б. и.], 2001. – 350 с.

7. Асафьев, Б. Три статьи о казахской музыке / Б. Асафьев // Музыкальная культура Казахстана. – Алма-Ата, 1995. – С. 5–10.

8. Мамбетова, Д. Творческое наследие Г. Жубановой – детям. Двенадцать пьес для детей и юношества / Д. Мамбетова // Мир мой – музыка. Газизе Жубановой посвящается : сб. ст. – Астана, 2015. – Вып. 1. – С. 6–13.


Рецензия

Просмотров: 465


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)