Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

Музыкально-театральный симфонизм

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2022-67-3-301-308

Аннотация

Рассматривается специфика проявления симфонизма в музыкально-театральном искусстве. Анализируется своеобразие отношений – взаимодействие и взаимопроникновение собственно музыкального и собственно театрального принципов мышления в жанрах оперы и балета, что позволяет актуализировать проблему музыкально-театрального симфонизма. Главным и наиболее существенным для понимания данного феномена становится выявление собственно музыкальной – симфонической или симфонизированной конструкции, в которую облекаются театральность или театральное действие. Избранный историко-теоретический ракурс позволяет определить симфонические конструкции бицентрического, полицентрического и моноцентрического типа.

Об авторе

В. Г. Гудей-Каштальян
Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Гудей-Каштальян Вера Григорьевна – кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник

ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, Минск



Список литературы

1. Друскин, М. О западноевропейской музыке ХХ века / М. Друскин. – М. : Совет. композитор, 1973. – 272 с.

2. Серов, А. Русская опера в Петербурге / А. Серов // Статьи о музыке : [в 7 вып.] / А. Н. Серов ; [сост. и коммент. Вл. Протопопова]. – М., 1984. – Вып. 1. – С. 180–194.

3. Асафьев, Б. Опера как бытовое явление / Б. Асафьев // Об опере : избр. ст. / Б. Асафьев ; сост. Л. Павлова-Арбенина. – 2-е изд. – Л., 1985. – С. 28–33.

4. Станиславский, К. С. Законы оперного спектакля / К. С. Станиславский // Собр. соч. : в 8 т. – М., 1959. – Т. 6 : Статьи. Речи. Отклики. Заметки. Воспоминания. 1917–1938. – С. 320–322.

5. Ротбаум, Л. Опера и ее сценическое воплощение: записки режиссера : [перевод] / Л. Ротбаум. – М. : Совет. композитор, 1980. – 262 с.

6. Николаева, Н. Об оперном симфонизме Вагнера / Н. Николаева // Рихард Вагнер : сб. ст. / ВНИИ искусствознания ; ред.-сост. Л. Полякова. – М., 1987. – С. 147–176.

7. Кулешова, Г. Г. Композиция оперы / Г. Г. Кулешова ; науч. ред. М. П. Загайкевич. – Минск : Наука и техника, 1983. – 175 с.

8. Асафьев, Б. «Спящая красавица» / Б. Асафьев // О балете: статьи, рецензии, воспоминания / Б. Асафьев ; сост. А. Н. Дмитриев. – Л., 1974. – С. 76–85.

9. Мариус Петипа: материалы, воспоминания, статьи / с ост. и авт. примеч. А. Нехендзи. – Л. : Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. – 446 с.

10. Демидов, А. «Лебединое озеро» / А. Демидов. – М. : Искусство, 1985. – 366 с.

11. Холопова, В. «Классицистский комплекс» творчества И. Ф. Стравинского в контексте русской музыки / В. Холопова // И. Ф. Стравинский: статьи, воспоминания / [ред.-сост.: Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина]. – М., 1985. – С. 40–68.

12. Асафьев, Б. «Хаванщина» / Б. Асафьев // Об опере : избр. ст. / сост. Л. Павлова-Арбенина. – 2-е изд. – Л., 1985. – С. 28–33.

13. Черная, Е. С. Моцарт и Австрийский музыкальный театр / Е. С. Черная. – М. : Гос. музык. изд-во, 1963. – 435 с.

14. Тараканов, М. Музыкальная драматургия в советском балете / М. Тараканов // Советский музыкальный театр: проблемы жанров : [сборник] / ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР ; ред.-сост. М. Е. Тараканов. – М., 1982. – С. 133–183.

15. Алфеевская, Г. На повороте к неоклассицизму («История солдата») / Г. Алфеевская // И. Ф. Стравинский: статьи, воспоминания / [ред.-сост.: Г. С. Алфеевская, И. Я. Вершинина]. – М., 1985. – С. 128–153.

16. Асафьев, Б. Книга о Стравинском / Б. Асафьев. – Л. : Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977. – 279 с.

17. Катонова, С. Музыка советского балета: очерки истории и теории / С. Катонова. – 2-е изд., доп. – Л. : Совет. композитор, Ленингр. отд-ние, 1990. – 412 с.


Рецензия

Просмотров: 355


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)