Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Пашыраны пошук

Пра адрозненне антычнай і сярэднявечнай адукаванасці

https://doi.org/10.29235/2524-23692024-69-1-25-35

Анатацыя

На основе документальных источников и специальной научной литературы проведено историко-компаративное исследование трансформации образованности при переходе от античности к средневековью в Европе. Анализируется сущностное содержание термина «образованность» в качестве своеобразной «картины мира» определенного человека с его собственным пониманием и восприятием окружающей среды. Прослежены политические, идеологические и культурные условия, определившие специфику образовательного процесса, повлиявшую на характер образованности населения. В качестве основных (определяющих) предпосылок названы разрушение древнеримского государства и достижение христианством статуса основной религиозной идеологии в Европе. Показано, что в период существования Римской империи образованным считался человек, имевший специальные знания, умения и способности для замещения (в случае необходимости) одной из должностей в руководящем аппарате рабовладельческого государства. В образованности средневекового человека (особенно на начальном этапе) отсуствовали научно-рациональные составляющие. Её уровень напрямую связывался с религиозно-идейным мировосприятием индивида, незыблимостью веры в Христа (как Сына Божьего и Спасителя человечества) и знанием сути важнейших христианских мировоззренческих ценностей. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что важнейшими показателями влияния, определившими специфику образованности человека в период античности и средневековья, являлись «содержательная насыщенность» воспитания и образования, «форма организации» образовательного процесса и, конечно, направленность («целевое назначение») общественной подготовки подрастающего поколения при переходе во взрослую жизнь. 

Праглядаў: 233


Creative Commons License
Кантэнт даступны пад ліцэнзіяй Creative Commons Attribution 3.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)