Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск

АРТ-РЫНАК ЯК ЭКАНАМІЧНЫ ФАКТАР РАЗВІЦЦЯ КІЧУ

https://doi.org/10.29235/2524-2369-2018-63-2-211-220

Аннотация

Анализируются механизмы взаимодействия экономической сферы и искусства. Рассматривается феномен арт-рынка, который представляет собой не только систему товарооборота произведений искусства, но и экономический механизм их отбора, а также оказывает существенное влияние на художественные процессы. Основной особенностью произведения искусства как товара является его интегрированная природа, которая включает в себя, с одной стороны, художественную ценность, а с другой – рыночную стоимость. Хотя теоретически стоимость должна быть только денежным выражением художественной ценности, на современном этапе наблюдается всё большее подчинение эстетических принципов чисто коммерческим целям, что способствует распространению китча в современной художественной культуре. Современный арт-рынок, для которого характерно восприятие произведения искусства исключительно в качестве товара, потенциального объекта инвестиций, демонстрирует противоречивое сочетание экономических, политических, этических и эстетических факторов при оценке художественных произведений. Ценообразование зависит в большей степени от самопрезентации художника, чем от эстетических качеств его работ. На примере белорусских и российских художников рассматриваются наиболее распространенные на постсоветском пространстве методики раскрутки имени автора, создания бренда из его имени. Отмечается, что подавление коммерческой составляющей художественности наблюдается не только в традиционных художественных формах, но также и в так называемом концептуальном искусстве. Как местная особенность отмечается крайне низкая роль художественной критики в арт-маркетинге.

Об авторе

Д. Ю. Бунеева
Цэнтр даследаванняў беларускай культуры, мовы і літаратуры Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі, Мінск
Беларусь
магистр искусствоведения, младший научный сотрудник


Список литературы

1. Пилюк, А. В. Арт-рынок и средства массовой информации в России: проблемы взаимодействия: автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / А. В. Пилюк ; Рос. гос. гуманит. ун-т. – М., 2005. – 21 с.

2. Horkheimer, M. Dialektik der Aufklarung. Philosophiche Fragmente / M. Horkheimer, T. W. Adorno. – Frankfurt a. M. : Mдrz, 1990. – Х. − 275 s.

3. Барабанов, Е. Искусство на рынке или рынок искусства? / Е. Барабанов // Художественный журнал. – 2002. – № 46. – С. 8–24.

4. Фатеева, Н. А. Особенности становления aрт-рынка в современных условиях: социологический анализ: авто-реф. дис. … канд. социол. наук : 22.00.06 / Н. А. Фатеева ; ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». – Екатеринбург, 2008. – 19 с.

5. Адорно, Т. В. Эстетическая теория / Т. В Адорно; пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – 527 с.

6. Грав, И. Высокая цена. Искусство между рынком и культурой знаменитости / И. Грав. – М. : Ад Маргинем, 2016. – 288 с.

7. Bourdieu, P. The Market for Symbolic Goods / Р. Bourdieu // The Rules of Art. Genesis and Structure of the Literary Field. – Stanford : Stanford University, 1995. – P. 141–175.

8. Фатеева, Н. А. Арт-рынок как социокультурное явление / Н. А. Фатеева // Омский научный вестник. – 2008. – № 5(72). – С. 85–86.

9. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть. – М. : Добросвет, 2000. – 387 с.

10. Кончаловский, А. От чёрного квадрата – к чёрной дыре [Электронный ресурс] / А. Кончаловский // BBC русская служба. – Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/blogs/2014/12/141208_blog_konchalovsky_art_market_ article. – Дата доступа: 12.11.2016.

11. Ашкеров, А. Ю. Экономическая и антропологическая интерпретация социального обмена / А. Ю. Ашкеров // Социологический журнал. – 2001. – № 3. – С. 71–87.

12. «Осенний салон» способствует формированию арт-рынка в Беларуси [Электронный ресурс] // Белта. – Режим доступа: http://www.belta.by/culture/view/osennij-salon-sposobstvuet-formirovaniju-art-rynka-v-belarusi-217152–2016/. – Дата доступа: 23.12.2016.

13. Боканева, А. В. Арт-рынок Республики Беларусь: особенности формирования и перспективы развития / А. В. Боканева // Сучасны культурны працэс: праблемы, перспектывы, метады даследавання : даклады, прачытаныя на XXXVII выніковай навук. канф. студэнтаў і магістрантаў Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў (18–19 красавіка 2012 г.) / Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў. – Мінск : БДУКМ, 2012. – С. 97–102.

14. Грачёв, В. И. Коммуникативное пространство современного арт-рынка / В. И. Грачёв // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2008. – № 56. – С. 198–203.

15. Чапаер, В. Геройчики нашего времени [Электронный ресурс] / В. Чапаер // АПН: агентство политических новостей. – Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article25028.htm. – Дата доступа: 26.12.2016.

16. Улевич, О. Портрет Купалы художника Смоляка развернули с выставки [Электронный ресурс] / О. Улевич // Tut. by. – Режим доступа: https://news.tut.by/culture/98800.html. – Дата доступа: 26.12.2016.

17. Куклов, В. «Храм Мадонны» Алексея Кузьмича [Электронный ресурс] / В. Куклов // СБ Беларусь сегодня. – Режим доступа: http://tv.sb.by/kultura-5/article/-khram-madonny-alekseya-kuzmicha-stolichnyy-dvorets-iskusstv-na-dvenedeli-prevratitsya-v-khram-madonny-.html. – Дата доступа: 23.12.2016.

18. В Беларуси была продана пустота [Электронный ресурс] // Naviny. by: белорусские новости. – Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2011/05/24/ic_articles_116_173742. – Дата доступа: 19.11.2016.


Рецензия

Просмотров: 629


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)