ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Целью исследования является анализ трансформаций обыденного познания в современном обществе на основе гносеологической парадигмы В. С. Степина. Данная парадигма является продуктивной научно-исследовательской программой, которая позволила нам структурировать обыденное познание и систематизировать его функции. В настоящем исследовании эксплицированы трансформации объекта, субъекта, целей и средств обыденного познания в современном цифровом обществе. Рассмотрены особенности влияния цифрового технокода на субъект обыденного познания. Сделан вывод, что гносеологическая парадигма В. С. Степина является плодотворной методологической основой исследования обыденного познания и его трансформаций в современном обществе.
ИСТОРИЯ
В результате анализа фактического материала автор пришел к выводу, что, несмотря на численный рост машинно-тракторного парка и сети МТС, за эти годы не удалось подготовить необходимое количество квалиицированных кадров, снабдить ремонтные мастерские сложным оборудованием и запасными частями. Поставки прицепного тракторного инвентаря и сложных машин отставали от снабжения МТС тракторами, что тормозило процесс механизации сельскохозяйственного производства. В результате к концу 1930-х гг. колхозы и совхозы БССР не смогли достичь запланированных высоких показателей урожайности сельскохозяйственных культур.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Рассматриваются основные принципы номинации улиц городов Гродно и Термеза, обусловленные рядом социолингвистических, лингвокультурных, историко-культурных, политико-идеологических и социальноэкономических факторов. На основе количественно-процентного соотношения определяются продуктивные и малопродуктивные типы и подтипы годонимов каждого из городов, выявляются общие черты и национальные особенности в системе гродненской и термезской годонимии.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР
Рассматриваются традиции патриархального попечения над крестьянами в дворянском поместье на белорусских землях в дореформенный период. Патриархальное попечение интерпретируется как социальный механизм, позволяющий поддерживать минимально приемлемый уровень материального обеспечения крестьян в условиях возрастающей крепостной эксплуатации. Термин «эксплуатация» определяется как процесс присвоения помещиками результатов труда крепостного крестьянства. Указывается, что механизм патриархальной опеки функционировал со значительными ограничениями и был не в состоянии остановить дальнейшую деградацию трудовых ресурсов и хозяйства крепостных.
Отмечается, что система ведения помещичьего хозяйства, сформированная во времена существования Речи Посполитой и сохранившаяся на землях «западных губерний» Российской империи, в течение исследуемого периода находилась в процессе трансформации. Местное дворянское поместье под влиянием общероссийских социальноэкономических и политических факторов приобретало новые характеристики и вместе с тем сохраняло свою хозяйственную и культурную специфику, например, низкую степень солидарности в межсословных коммуникациях, что влияло на интенсивность эксплуатации крепостных и характер попечения над ними.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Подчеркнута актуальность рассмотрения культурных кодов в ряде современных гуманитарных дисциплин, охарактеризованы основные подходы к определению термина «культурный код»: 1) на уровне языка; 2) подход, который основан на семиотической концепции культуры, когда понятие культурного кода граничит с понятиями архетипа, символа, знака; 3) термин «культурный код» рассматривается вместе с такими понятиями, как «национальное мировоззрение», «особенности национального миропонимания» и «национальная идея».
Рассмотрены классификации культурных кодов В. Красных, Г. Багаутдиновой, М. Ковшовой, Т. Леонтьевой, Н. Степановой, С. Санько, В. Масловой, М. Пименовой и др. В классификациях насчитывается от четырех до нескольких десятков видов культурных кодов: антропоморфный, астрономический, биоморфный, духовный, зооморфный, календарно-хронологический, количественный, ландшафтный, пищевой, предметный, пространственный, растительный, соматический, темпоральный, физико-географический, фитоморфный, флористический и др. В целом, культурные коды как носители культурно-маркированной информации позволяют идентифицировать особенности системы взглядов, ценностей определенной группы общества. Использование писателями культурных кодов направлено на то, чтобы наболее ярко донести свои мысли реципиенту, и, наоборот, незнание культурных кодов препятствует интерпретации художественного произведения.1
ПРАВО
Рассматриваются подходы к определению правового положения, возможной правоспособности электронных лиц (роботов) в гражданском праве. Анализируются подходы, касающиеся возможности распространения на них норм о животных либо правового статуса юридического лица. Обосновывается, что материальная природа и отражающий ее юридический статус компьютерной программы несовместимы с признанием у нее автономии воли и имущественной самостоятельности. Делается вывод о невозможности в настоящее время признать правосубъектность роботов или электронных лиц.
ЭКОНОМИКА
Определены сущность и содержание общей стратегии развития промышленности государств – членов интеграционного объединения как формы согласования их промышленных политик, выявлены субъекты и объекты формирования общей стратегии развития промышленности, сформулирована ее цель. Показаны предпосылки формирования общей стратегии развития промышленности, отражающие объективные процессы, происходящие в мировой экономике, на основе которых определены устойчивые зависимости (закономерности), характеризующие необходимость формирования общей стратегии развития промышленности ЕАЭС. Установлено, что формирование общей стратегии развития промышленности стран – членов ЕАЭС включает факторы, детерминирующие форму межгосударственного взаимодействия по согласованию механизмов реализации промышленной политики, а также факторы, определяющие содержание (направления) процесса развития промышленного комплекса стран ЕАЭС как единого целого.
РЕЦЕНЗИИ
УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ
ISSN 2524-2377 (Online)