ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ
Всестороннее исследование конфессиональной истории Беларуси требует введения в научный оборот максимально широкого круга исторических источников. На примере деятельности Центрального научного архива Национальной академии наук Беларуси рассматриваются основные этапы и методика проведения полевых археографических экспедиций, направленных на пополнение источниковедческой базы по конфессиональной истории. На основании результатов полевых работ описываются места обнаружения уникальных документов; даётся характеристика основных факторов, которые повлияли на их сохранность; приводятся основные методы, позволяющие выявить данные исторические источники и ввести их в научное поле историка. Реконструируется исторический контекст хранения документных материалов в парафиях Римско-католического костёла в Беларуси. Результаты проведенных полевых работ свидетельствуют о том, что значительный комплекс исторических источников находится в парафиальных архивах и хранится согласно традиционной системе, существовавшей в римско-католическом делопроизводстве с конца XVI в. На основе выявленных в ходе археографической экспедиции документов и материалов в Центральном научном архиве Национальной академии наук Беларуси создана архивная коллекция 3С «Материалы полевых археографических экспедиций», которая содержит электронные копии исторических источников за XVI – середину ХХ в.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
Редупликация (повтор символа) является одним из наиболее распространенных и универсальных приемов кодирования информации при ее знаковом способе передачи. Сфера распространения этого приема охватывает крайне широкий спектр языковых форм, актуализируя семантические модификации лексических единиц. Статья посвящена анализу случаев редупликации языковых единиц в современной белорусской разговорной диалектной речи. Анализ собранного материала показал, что в ежедневной практике живого общения носителей белорусской разговорной диалектной речи наиболее востребованным является лексический тип редупликации (полный повтор слова). Согласно наблюдениям, коммуникативно мотивированный повтор лексемы в значительном количестве случаев служит для воплощения прагматической интенции говорящего, чаще – для реализации экспрессивного содержания. В этих случаях повтор является полным, а редуплицированная лексема имеет форму целостной просодической единицы, которая произносится без паузы. Кроме этого, данные слова обладают всеми характеристиками обычных экспрессивов, включая набор так называемых слов-актуализаторов. Реже редуплицированные лексические единицы в условиях живой коммуникации могут реализовывать эмоционально-оценочное значение. В плане значения такие лексемы формализуют негативный спектр эмоций, а в плане выражения характеризуются дивергентным повтором с четко выраженной паузой между компонентами и использованием соответствующих союзов.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР
Анализируются механизмы взаимодействия экономической сферы и искусства. Рассматривается феномен арт-рынка, который представляет собой не только систему товарооборота произведений искусства, но и экономический механизм их отбора, а также оказывает существенное влияние на художественные процессы. Основной особенностью произведения искусства как товара является его интегрированная природа, которая включает в себя, с одной стороны, художественную ценность, а с другой – рыночную стоимость. Хотя теоретически стоимость должна быть только денежным выражением художественной ценности, на современном этапе наблюдается всё большее подчинение эстетических принципов чисто коммерческим целям, что способствует распространению китча в современной художественной культуре. Современный арт-рынок, для которого характерно восприятие произведения искусства исключительно в качестве товара, потенциального объекта инвестиций, демонстрирует противоречивое сочетание экономических, политических, этических и эстетических факторов при оценке художественных произведений. Ценообразование зависит в большей степени от самопрезентации художника, чем от эстетических качеств его работ. На примере белорусских и российских художников рассматриваются наиболее распространенные на постсоветском пространстве методики раскрутки имени автора, создания бренда из его имени. Отмечается, что подавление коммерческой составляющей художественности наблюдается не только в традиционных художественных формах, но также и в так называемом концептуальном искусстве. Как местная особенность отмечается крайне низкая роль художественной критики в арт-маркетинге.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Рассматриваются образы-персонажи, имеющие национальную специфику и созданные на основе творческого развития таких традиционных художественных типов, как «маленький человек», «лишний человек», «человек в футляре»; очерчиваются их психологические и ментальные доминанты, особенности идеи и поэтики; акцентируется та сущность типа, которая сближает персонажей разных эпох, различного облика, темперамента, статуса. Выявлен ряд метафорических авторских номинаций человеческих типов/литературных личностей, определена их роль в типологии характеров, эстетическая значимость. Отмечена тенденция литературы переходных эпох к социальной типизации. Обозначено направление трансформации типа-«рефрена» хозяина и авторской концепции собирательных образов в условиях изменившегося мира. Уточняются критерии оценки персонажа как образа и как характера. Исследовано влияние классической и национальной традиций, конкретной социокультурной ситуации на индивидуально-авторское видение человека, что придаёт своеобразие художественной антропологии белорусской прозы первой трети ХХ века и делает её значительным эстетическим явлением, перспективным для научного исследования.
Обосновывается перспективность исследования белорусской литературы в ее связях и взаимодействии с другими национальными литературами Европы. Отмечается, что, изучая художественные произведения на основе их сопоставительно-познавательного анализа, компаративистика как никакая иная дисциплина, с одной стороны, прослеживает общие тренды развития словесного искусства, а с другой – выявляет самобытные, специфические черты и характеристики историко-литературного процесса. Автор раскрывает характерные особенности сложного научного проекта «Белорусско-европейские литературные взаимосвязи и имагология: мифы, стереотипы, реальность», который выполняется в рамках Государственной программы научных исследований «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (2016–2020). Подчеркивается новаторский характер научно-исследовательских поисков сотрудников отдела взаимосвязей литератур Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси. В рамках проекта впервые в литературоведении осуществляется изучение специфики формирования и эволюции образов Испании и испанцев, воплощенных в творчестве белорусских писателей, ведется анализ присутствия в белорусской литературе ХХ в. идейно-тематических и художественно-образных компонентов, связанных с украинскими национально-культурными реалиями, исследуются образы исторических личностей в восточнославянской прозе начала ХХІ в., анализируется феномен русских и белорусских этностереотипов, выявленных в творчестве современных русскоязычных поэтов Беларуси. Исследование также предполагает изучение компонентов “своего” и “чужого” в современной белорусской и английской поэзии, анализ эволюции перевода классической и современной польской поэзии на белорусский язык, выявление этапов развития версификационных преференций переводчиков в польских поэтических произведениях, которые имеют белорусскоязычные переводы и др.
ПРАВО
ЭКОНОМИКА
РЕЦЕНЗИИ
УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ
ISSN 2524-2377 (Online)