ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
ИСТОРИЯ
Как известно, молодежь является важной социально-демографической группой в структуре любого общества и государства. Именно с молодым поколением связано будущее любой нации. Можно даже констатировать, что молодежь – это двигатель социально-экономических преобразований. Поэтому исследование исторического опыта деятельности молодого поколения является важнейшим условием выработки выверенной и эффективной государственной молодежной политики в современных условиях. Данная статья посвящена исследованию проблемы участия молодежи в развитии промышленности БССР во время проведения политики индустриализации в 1928–1939 гг. Методологической основой проведенного исследования стали принципы историзма и объективности, системного рассмотрения фактов и явлений, сравнительного анализа. Сделаны выводы о том, что активную деятельность по организации участия юношей и девушек в развитии промышленности вел, хоть и не всегда успешно, комсомол, который пользовался поддержкой компартии и советского государства. Молодое поколение активно участвовало в развитии промышленности, трудилось на строительстве индустриальных объектов в БССР и других регионах СССР. В целом молодежь сыграла решающую роль в успешном проведении политики индустриализации, создании мощной отечественной промышленности, ускорении промышленного развития БССР. Вместе с тем организация участия юношей и девушек в развитии промышленности страны имела целый ряд недостатков.
Анализируется такая малоизученная в отечественной историографии проблема, как военно-подготовительная работа польских властей в молодежной среде Западной Беларуси в межвоенный период. Характеризуются основные задачи и направления деятельности по привлечению общества к усилению обороноспособности польского государства, а также особенности проведения этой акции на территории западнобелорусского региона. Оценивается роль общественных и государственных структур, в первую очередь молодежных военизированных организаций, армии и системы образования в осуществлении военной подготовки (ВП) молодого поколения. Подчеркивается, что деятельность в данной сфере особенно активизировалась после установления в польском государстве «санационного» режима во главе с маршалом Ю. Пилсудским, который был инициатором создания строго централизованной системы акции ВП. Польские власти помимо непосредственно военного обучения подрастающего поколения ставили перед собой задачу и его гражданско-патриотического воспитания, которое в условиях Западной Беларуси носило ярко выраженный полонизаторский характер. Отдельно анализируются основные препятствия, мешавшие эффективной реализации военной подготовки молодежи западнобелорусского региона, – в первую очередь его социально- экономическая отсталость и враждебность значительной части местного населения по отношению к любым мероприятиям польских властей. Используются различные документальные и историографические источники.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР
Исследуется асимметричный элемент белорусского народного рушника из Витебской области. Собраны названия крестообразной розетки носителями культуры в Беларуси, России и Украине. На основе сравнительного анализа этих названий выявлена этимология орнаментального мотива, который входит в исследуемый асимметричный блок. Показана ее связь с культом оленя и другими элементами геометрического орнамента, которые также имеют отношение к этому культу. Изучен ареал распространения данной символики, в который входит Восточная Европа, Урал, Зауралье и Кавказ. Обнаружена взаимосвязь культа оленя с архаичным культом паука. Приведены примеры, которые иллюстрируют наличие культа паука в прошлом, предложена его символика в народном ткачестве белорусов. В качестве доказательной базы приведен иллюстративный материал, в котором представлены примеры простой и сложной сетки, а также сетчатого ромба в народной вышивке и ткачестве. Определена связь культа оленя с народным праздником масленицы. Рассмотрен эпитет народного праздника масленицы – «кривошейка», показан ее символ в народном орнаменте Восточной Европы и на Кавказе. На основе лингвистических данных реконструировано имя божества у славян и скифов, зооморфным символом которого был олень. Предложена гипотеза об этимологии имени славянского божества Лада.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Рассматривается исторический и художественный процесс возникновения и развития жанра белорусской повести, а также дается обоснование актуализации этой прозаической формы в отечественной прозе ХХ столетия. Делается вывод о том, что жанровый принцип рассмотрения литературного процесса является наиболее эффективным и оправданным способом постижения теории, поэтики и эстетики художественно-литературного дискурса. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия разных прозаических форм, в особенности взаимосвязи жанров романа и повести. Отмечается тот факт, что изучению жанра повести в белорусском литературоведении долгое время не уделялось должного внимания. Ее жанровое определение часто носило фрагментарный, расплывчатый и неопределенный характер. Повесть нередко фигурировала в отечественном литературоведении под названием и определением других жанров прозы – рассказа, новеллы или же романа. Значительное место в исследовании отведено глубокому теоретическому анализу произведения Якуба Коласа “В полесской глуши”, осуществленному в статье «“В полесской глуши” как новый этап белорусской художественной прозы» литературоведом М. Пиотуховичем. Констатируется его высокая оценка этой повести в белорусской литературе. Отмечается интенсивный характер развития повести в белорусской литературе 20-х гг. ХХ столетия, раскрывается продуктивная сущность этого жанра прозы, ее востребованный высокий поэтико-художественный потенциал для плодотворного развития национальной белорусской литературы.
На рубеже ХХ–ХХІ веков в белорусской литературе наблюдается стремительная экспансия произведений с ярко выраженным документальным началом. Возникновение большого объема мемуарных, дневниковых, исповедальных, эпистолярных, биографических текстов детерминировано влиянием тенденций зарубежной литературы, где документалистика получила название non-fiction. Однако в отечественной гуманитарной науке изучение документальной прозы носит ограниченный и фрагментарный характер, что негативным образом влияет на восприятие литературного процесса, искажая его. Цель исследования – теоретическое осмысление феномена non-fiction, для осуществления которого применяются сравнительный и структурно-аналитический (с элементами системного моделирования) методы. Задачи включают в себя сужение круга синонимических терминов, используемых для обозначения документальной литературы; определение дифференциальных черт феномена нон-фикшн, а также уровней его существования; выявление жанрового поля документальной прозы. Автор приходит к выводу, что наиболее релевантными терминами для обозначения феномена нон-фикшн являются «документальная литература» и «документалистика». Для non-fiction характерно существование как в ипостаси самостоятельной «литературы факта», так и в качестве документального начала художественного произведения, причем в последнем случае тексты подразделяются на автобиографические (дневники, мемуары, исповеди, эпистолярий и т.п.) и документально-художественные (художественные хроники, эссе, беллетризированные биографии и т.п.). Жанровыми особенностями, общими для большинства произведений нон-фикшн, являются «утроение» авторского присутствия в тексте, гипотетическая неоконченность, соотнесенность текста с постмодернистской традицией, балансировка на границе реальности и вымысла.
ПРАВО
ЭКОНОМИКА
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2524-2377 (Online)