ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Анализируются социальная роль и значение интеллектуала. В частности, рассматривается отличие интеллектуала от интеллигента, в том числе социальное. Показана социальная история возникновения категории «интеллектуал» в рамках европейской и отечественной традиции. Анализируется категория «интеллектуал» в понимании представителей европейской науки. Выделяются характеристики и социальные функции интеллектуала, а также интеллектуалов как социальной группы, после чего выводится схема мобилизации общества интеллектуалом. Автор приходит к выводу, что в социальном пространстве интеллектуал является тем социальным агентом, который решает или пытается справиться с общественно значимыми проблемами, с которыми другие социальные агенты или институции не способны справиться, в частности, в силу отсутствия достаточного символического капитала либо по иным причинам, например, связанным с вопросами политического характера (борьбой за власть или её реализацией). Именно интеллектуал благодаря своему особому социальному положению способен выявлять и актуализировать те или иные социальные проблемы и конфликты и именно он благодаря наличию необходимых ресурсов, в частности символического капитала, способен претендовать на решение этих проблем посредством социальной мобилизации.
ИСТОРИЯ
Рассмотрены античные монеты, найденные во время исследования археологического комплекса Кордон Шумилинского района Витебской области. На широкой фактологической основе с территории Белорусского Подвинья прослежено весьма редкое явление – первые две находки античных монет в восточной его части (Витебский регион), полученные путем раскопок сотрудниками Института истории НАН Беларуси в 2016 г. Это денарий Марка Аврелия (164 г. н.э.) – с городища и дидрахма Веспасиана и Тита (69–79 гг. н.э.) – из селища 1. Авторы высказали предположение о возможных путях и обстоятельствах попадания этих артефактов на археологический памятник Кордон. Более вероятным они считают появление римских монет на правобережье Витебского Подвинья через носителей киевской культуры из днепровско-двинского междуречья. Это предположение обосновывается и находками артефактов, связанных с данной культурой как в Кордоне, так и в рассматриваемом регионе в целом. Датировка нижних пластов городища и селища 1 в Кордоне по наличию керамики с т.н. “расчёсами” свидетельствует в пользу попадания монет на памятник в период самого раннего времени его существования.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР
Рассматриваются основные этапы формирования представлений белорусских фольклористов о вариантах и вариантной природе народных песен в период с конца XVIII в. и до настоящего времени. В современной фольклористике вариантность понимают как специфическую черту фольклора, которая проявляется в существовании произведений народного искусства в вариантах. Проблема вариантности в устной традиции отличается особой многомерностью и сложностью, она может быть ориентирована на решение важнейших вопросов фольклористики самого разного профиля, и прежде всего проблем становления, эволюции и трансформации устных народных произведений. В процессе формирования проблемы вариантности в белорусской фольклористике можно выделить четыре основных периода. Сначала эмпирическим путем были открыты факты существования вариантного множества народных песен, различия местных стилей и традиций, выявлен ряд причин, что воздействуют на возникновение песенных вариантов (место, время, окружение, возраст и индивидуальные способности исполнителя, форма бытования). Внимание к явлению существования белорусского песенного фольклора в вариантах росло в тесной связи с накоплением фактического материала, ростом уровня теоретической мысли. Метод сопоставления вариантов стал одним из основных в процессе исследования проблем белорусской и восточнославянской фольклористики, выявления особенностей и закономерностей бытования фольклора.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Анализируются неизученные страницы западнобелорусской поэзии 20–30-х гг. ХХ века, идейно- эстетические поиски А. Дубровича, В. Козловщика, В. Адважного. Творчество А. Дубровича рассматривается в контексте традиций лирико-повествовательного стилевого течения, которому были свойственны естественность художественного мировосприятия и мышления, сочетание общего и отдельного, объективного и субъективного. Отмечается, что стихи А. Дубровича выстраивались в соответствии с повествовательным принципом, обращали на себя внимание аспектами эпической развернутости рисунка, очерковости и публицистичности, предметной конкретности художественной образности. В. Козловщик был представителем ведущего в поэзии Западной Беларуси романтического стилевого течения. Его произведения определялись острым конфликтом между лирическим героем и действительностью, они утверждали особенности национально-возрожденческой доктрины, героико-патриотический дух, культивировали решительность, напор, силу. Прослеживается их заангажированность в национально-историческую проблематику, романтически-идеализированная образность. В творчестве В. Адважного, представителя духовно-иррационального стилевого течения, акцентируется поэтизация основ мистического эволюционизма. Его лирическое сознание было обращено к христианскому первоисточнику, утверждению идеального начала мира, восславлению веры в Бога как безбрежное и вечное Добро и Счастье. Раскрываются особенности общественно-патриотического и христианско-религиозного идеала поэта.
ПРАВО
ЭКОНОМИКА
УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ
РЕЦЕНЗИИ
ISSN 2524-2377 (Online)