Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск
№ 3 (2017)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

7-13 343
Аннотация

Знаменитый белорусский первопечатник Франциск Скорина занимает выдающееся место в ряду восточнославянских просветителей ренессансного направления. Отмечается, что он обладает яркой россыпью талантов – наряду с книгопечатанием, ставшим главным его жизненным призванием, он добился крупных достижений в медицине, ботанике, астрономии, живописи. Знал несколько языков, встречался с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэлем, Лютером. В 1517–1519 гг. напечатал 23 иллюстрированные книги Библии на родном языке белорусов, а затем – «Малую подорожную книжицу» и «Апостол». В творчестве Ф. Скорины на передний план выдвигается взаимосближение религиозно-трансцендентных и светских идеалов и ценностей. Его антропоцентрические убеждения основывались на уверенности в том, что простой человек, из народа, не обладающий ни богатством, ни знатностью, способен собственными усилиями возвеличить себя в духовно-нравственном смысле. Его этическая доктрина нацеливает человека на реальную общественно-полезную деятельность, служение народу и родной Отчизне. В творчестве Ф. Скорины осуществлено органичное единение истины, добра и справедливости. Все это должно составлять жизненное кредо человека, подкрепляться и воплощаться в его добрых делах, в его стремлении к гражданскому и социальному взаимопониманию. Лейтмотивом многогранного гуманистического творчества Ф. Скорины было понимание своего народа как целостной общности, объединенной своим происхождением, родной землей, исторической судьбой, языком, культурой, христианскими традициями, общими государственными границами и законами. 

14-24 278
Аннотация

Осуществлен концептуальный анализ трансформаций доверия в условиях глобализации и информатизации, актуализируется проблематика формулирования новых этических принципов современности в контексте рисковых профилей уязвимости доверия в современном обществе. Предложена концептуализация доверия как рискогенного благоориентированного действия, обусловленного непрозрачностью намерений, изначальной свободой и неконтролируемостью действий Другого (как персонифицированного, так и деперсонифицированного), демонстрируется выражение отношения принятия собственной уязвимости как стратегии действия «несмотря на …», что снижает неопределенность и социальную сложность. Проанализированы причины проблематизации доверия в современных условиях, исследованы ценностные основания кризиса доверия в контексте анализа трансформационных изменений современности, актуализируется значимость неустойчивости социального порядка, неопределенности и риска в формировании отношений доверия. Осуществлен анализ особенностей функционирования доверия во взаимоотношении процессов глобализации и глокализации. Отмечается, что глокализация может быть трактована в качестве способа восстановления локального климата доверия, усиливая значимость культурного контекста нормативности в среде доверия. Предложено рассмотрение глокализации как в аспекте локальных преимуществ, в том числе за счет сохранения ценностно-нормативной базы этоса поддержки и санкционированной надежности, так и в качестве локальной уязвимости. Кризис доверия рассматривается как кризис ресурсов доверия, которые содержатся в социокультурном поле нормативно зафиксированных взаимных интересов, затрагивая проблематику идентичности, дихотомии глобального и локального, рационального и иррационального, расширения манипуляционных возможностей информационного общества. Особое внимание уделяется анализу особенностей трансформации социальной реальности в контексте новых возможностей и угроз технологий Big Data в онтологическом, гносеологическом и этическом ракурсах. Показано, что в условиях возрастающих манипуляционных возможностей современного информационного общества необходимо разумное соотношение доверия и недоверия как взаимообусловленных стратегий общественной и индивидуальной самореализации. 

25-33 397
Аннотация

Анализируется феномен культурного кода, а также его формы – политического культурного кода. Выделяются два аспекта понимания культурного кода: дескриптивный (описательный) и программный, в котором также отмечаются отдельные направления: нормативно-ценностное, символьно-семиотическое. На основании данной дифференциации предложена схема структуры политического культурного кода с двумя компонентами: дескриптивным и программным. Выбранным направлением, освещаемым в статье и представляющим больший социокультурный интерес, является нормативно-ценностный, аксиологический анализ политического культурного кода, ядром которого в таком ракурсе выступают политические ценности. Предлагается типология политических ценностей. Указывается, что если следовать концепции С. Хантингтона, имеет место и цивилизационная общность в политическом культурном коде в ряде аспектов. Отмечено, что путем социологического исследования можно раскрыть относительно перманентные и преобладающие среди населения политические ценности. На основе анализа данных эмпирических репрезентативных социологических опросов в качестве таких ценностей-особенностей, составляющих политический культурный код современного белорусского общества, предложены ценность демократии, значимость идеологических взглядов левой направленности (коммунистических, социалистических, социал-демократических), патерналистская роль государства, относительно низкий интерес к забастовкам и протестам, предпочтение общности политических взглядов, правовое государство, равенство всех перед законом. 

34-39 330
Аннотация

Рассматриваются теоретико-методологические аспекты исследования структуры организационной культуры и системы ее ценностей. Организационная культура понимается как система ценностей, норм, правил, традиций, которые существуют (доминируют) в организации и определяют организационное поведение ее членов и организационный стиль. Рассматривается трехуровневая концепция организационной культуры американского исследователя Э. Шейна, включающая поверхностный, подповерхностный и глубинный уровни. Ценности организационной культуры представляют собой подповерхностный уровень организационной культуры и являются одним из основных структурных компонентов организационной культуры, а также в значительной мере определяют саму организационную культуру. Среди ценностей организационной культуры выделяются терминальные и инструментальные ценности. Терминальные ценности, или ценности-цели, представляют собой убеждения в том, что некая конечная цель существования организации стоит того, чтобы к ней стремиться, тогда как инструментальные ценности, или ценности-средства, это – убеждения, что некий образ действий или свойство личности является предпочтительным в данной организации и ее деятельности. Миссия организации является основной ценностью-целью организации, формулировкой стратегической долгосрочной цели существования конкретной организации, содержащей общее обоснование назначения организации. Представлено соотношение фундаментальных, провозглашаемых и разделяемых ценностей организационной культуры.

ИСТОРИЯ

40-50 379
Аннотация

На основании письменных источников XV–XVI вв. освещается биография белорусского и восточнославянского первопечатника Франциска Скорины. Автором исследованы также малоизвестные и главные периоды жизненного пути первопечатника и просветителя. Рассматриваются гипотезы о дате его рождения и смерти, о месте начального образования. Излагаются документальные сведения о его семье и родственниках, жене и сыновьях. В научный оборот вводятся новые сведения, почерпнутые из документальных и архивных материалов. На их основе приводятся новые аргументы в пользу получения Скориной ступени доктора свободных искусств и основательного медицинского образования в Копенгагенском университете. Выдвигается также предположение о его участии в датской делегации на V Латеранский собор в Риме летом 1512 г. за три месяца до докторских экзаменов по медицине в Праге. Автор также считает возможным отождествить безымянного медика, написавшего медицинское сочинение о средствах против «потной чумы», которое было послано герцогом Альбрехтом Прусским королевскому канцлеру Криштофу Шидловецкому со Скориной. Сообщается также о выявлении двух новых документов в архивах Чехии, касающихся сына первопечатника – Симеона.

51-56 660
Аннотация

Рассматриваются идейные основы творчества Я. Купалы и Я. Коласа в начале ХХ века и влияние на них газеты «Наша Нива». Автор пришел к выводу, что главным мотивом творчества обоих литераторов в этот период был показ важности борьбы за свое государство. Высказывается гипотеза, что творческий псевдоним «Янка Купала», который взял себе поэт Иван Луцевич, происходит от имени библейского пророка Иоанна Крестителя, поскольку слово «Креститель» на церковнославянский язык переводится именно как «Купала». Одновременно в Библии Иоанн Креститель видит свою миссию в том, чтобы подготовить свой народ к приходу Мессии Иисуса Христа. В этом смысле творчество Янки Купалы было направлено именно на то, чтобы белорусы как народ поверили в свою уникальную миссию и были готовы к созданию собственного государства. Также рассматривается поэма Якуба Коласа «Новая земля» в которой автор показывает земельную проблему в Беларуси конца ХІХ – начала ХХв. в контексте российско-польской борьбы, предметом которой были белорусские земли.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

57-67 319
Аннотация

Статья посвящена определению роли Ф. Скорины в развитии словарного состава старобелорусского литератур-но-письменного языка. В ней исследуются наличные в пражских библейских изданиях белорусского первопечатника лексические средства праславянского, древнерусского, церковнославянского, западнославянского и западноевропейского происхождения с точки зрения их влияния на старобелорусский словарь. Наиболее подробно освящена собственно белорусская словообразовательная система. Основное внимание обращено на лексические единицы, которые можно считать продуктом словообразовательной деятельности белорусского первопечатника.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР

68-76 333
Аннотация

Содержанием статьи является когнитивный аспект музыкальной целостности. Главная идея введения заключается в тезисе: мир, воплощенный в музыке, и музыка как мир есть не что иное, как особым образом организованный музыкальный смысл и смысл музыкального текста. В основной части рассматривается процесс развития композиторской мысли на примере произведений белорусских композиторов – А. Литвиновского и В. Кузнецова. Отмечается, что в сочинениях сосредоточены многообразные когнитивные модели, музыкальные концепты и процедуры смыслополагания, поскольку автор, в каком бы стиле он ни писал, всегда выступает творцом нового музыкального мира, раскрывая посредством звука и музыкальный смысл, и духовную сущность человека, и жизнь Вселенной. Важнейшим этапом анализа музыки является установление его когнитивной модели как содержащей определенную совокупность смысловых единиц – элементарных, базовых, которые выполняют разные функции в процессе смыслополагания. Их взаимодействие образует концептуальную систему, в которой лидирующее место принадлежит концептуально значимым средствам музыкального языка и образам. В заключении отмечается, что музыка не содержит в себе прямых связей с конкретными жизненными образами и понятиями даже при наличии названия или программы сочинения. Поэтому рассмотрение вопроса специфического соотношения музыкального и внемузыкального начал как ядра смыслового содержания творческой композиции требует особого междисциплинарного знания и релевантного творческому продукту методологического инструментария.

77-86 290
Аннотация

Рассматриваются роль и значение музея в жизни общества в период реформы художественно-промышленного образования и музейного дела в Европе, России и США в 1990–2010 гг. Особенно острым является вопрос о применении мультимедийных технологий в сфере тотального проектирования и месте художника-проектировщика в этом процессе. Очень важно подчеркнуть, что с ростом новых образовательных технологий и появлением новых учебных программ на художественно-графическом факультете УО «Витебский государственный университет им. П. М. Машерова» появился ряд вопросов методологического профиля, которые необходимо решать уже сегодня. Это вопросы проектирования музеев и выставок и в первую очередь – проектирование средовых объектов, таких как музеи и международные экспо-выставки. Сегодня происходит активный процесс изучения роли и значения музея в жизни общества в России и Беларуси на страницах средств массовой информации и в научных кругах. Об этом пишут искусствоведы, музейные работники и культурологи. Каковы перспективы современного музея и как архитекторы сегодня решают эти проблемы в контексте международной практики их создания в СНГ и дальнем зарубежье? Проведен анализ этих процессов и выявлены тенденции развития, а также показаны лучшие достижения мирового архитектурного экспозиционного дизайна. Основное внимание уделяется музеям техники ввиду их массового развития в Западной Европе и Америке за последнее время.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

87-102 279
Аннотация

Анализируются жизнь и творчество классика белорусской литературы Янки Купалы (1882–1942), оставившего глубокий след в истории белорусской культуры ХХ века. Рассматриваются сборники лирики «Жалейка», «Гусляр», «Путем жизни», «Наследие» и др., а также поэмы, драматургия, публицистика. Авторы стремятся преодолеть устоявшиеся идеологические штампы и недоговоренность, которые до нынешнего времени препятствуют восприятию и пониманию творчества великого художника.

103-113 339
Аннотация

Исследуется творчество Якуба Коласа как часть белорусской литературы в диалоге с европейской культурой. Рассматриваются целостное представление о связях социально значимых событий, явлений и фактов актуального литературного процесса, возобновление двустороннего диалога между европейской и отечественной литературной наукой.

ПРАВО

114-122 275
Аннотация

Термин «риск» содержится в понятийном аппарате многих социальных наук. Вместе с тем единства в понимании феномена, обозначенного данным термином, не было и нет. Предметом настоящего исследования выступают понятие финансового риска и его виды.В основе исследования лежит применение диалектического и логического методов научного познания, позволивших решить поставленные задачи.Автор обобщает различные научные взгляды на риск и предлагает собственное видение этого явления, на основе чего приводится авторская позиция относительно финансового риска и его видов. Нежелаемое изменение состояния субъекта всегда имеет достаточное основание. Оно включает причину такого изменения и совокупность условий, при которых причина возникает и действует. Возможность наступления всех условий, необходимых и достаточных для возникновения и действия упомянутой причины, называется опасностью. А основанная на опасности возможность нежелаемого изменения состояния субъекта обозначается термином «риск».Финансовый риск – это основанная на опасности возможность нежелаемого изменения монетарного состояния социального субъекта. Последнее есть объект финансового риска, а финансовое имущество – его предмет.По своему предмету он делится на четыре вида: валютный, инвестиционный, кредитный и долговой риски. Дополнительно выделен производный финансовый риск – комплексный образ основных видов финансового риска.Противоположностью финансового риска выступает финансовый шанс – возможность желаемого изменения монетарного состояния социального субъекта.

ЭКОНОМИКА

123-128 394
Аннотация

Цель статьи – показать, как стратегия развития экспорта способствует развитию страны, а также в каких аспектах Республике Беларусь следует сконцентрировать усилия для увеличения экспорта. Отражены наиболее важные производные политики экспорта, цели и задачи экспортной стратегии Республики Беларусь, принципы развития экспорта в нашей стране.Указаны основные направления целей государства в области экономической политики, которые должны определяться стратегией развития экспортного потенциала для Беларуси. Приведен ряд причин, по которым экспорт как часть экономической системы имеет особое место в Республике Беларусь. Для роста экспорта необходимы системные экономические и финансовые преобразования, в том числе совместные усилия предприятий и государства в этой области. В статье приведены такие перспективные направления деятельности.Проведена оценка позитивных и критических вопросов в развитии нынешнего экспортного потенциала, выделены специфические элементы экспортного потенциала. Для роста экспорта приведены необходимые системные экономические и финансовые преобразования потенциала страны. Отмечены принципы, подразумевающие мобилизацию внутренних и внешних факторов с учетом их максимального использования для обеспечения стабильного экономического роста.



ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)