ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ
Применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, сакральных текстов, в частности Корана, системный анализ, выделение и синтез главных компонентов.
Паломничество можно рассматривать как форму религиозного поведения. Почитание святых, выражающееся в паломничестве к священным местам, составляет одно из главных проявлений религиозной жизни мусульман. Некоторые святые места обязаны своим происхождением древнему культу предков, обычаю почитать умерших. Особое место в исламской агиографии занимают герои религий и мифологий завоеванных народов. Для миллионов верующих мусульман тот или иной святой – это посредник между ними и Аллахом, их заступник.
Наиболее важным местом паломничества в исламе является Мекка, именно этот город и его окрестности считаются пунктом совершения хаджа и умры. Хотя общими объектами поклонения для всех мусульман остаются священные места в Мекке, Медине и Иерусалиме, представители разных течений ислама дополнительно поклоняются своим святыням.
Возвращаясь из путешествия, паломники приносят домой сформированную религиозную систему взглядов, становятся распространителями идеологии паломничества среди окружающих. Таким образом, сегодня паломничество
объединяет мусульман мира в одно многонациональное братство.
Статья может быть полезной для решения актуальных задач взаимодействия с представителями мира ислама.
В основе формирования и функционирования социального самочувствия лежат социальные, социально-психологические, субъектно-личностные, индивидуально-личностные, индивидуально-демографические группы факторов. К содержательным характеристикам, отражающим социальное самочувствие, относят социальные ожидания и социальные притязания индивида, оценку и самооценку индивидом своего социального статуса и социального положения, социальные чувства и настроения.
ИСТОРИЯ
Именно во второй половине 1980-х гг. Беларусь вступила в период радикальных преобразований, которые вошли в историю под названием «перестройка». Эти преобразования в конечном итоге «похоронили» советский строй, но создали условия для развития нового современного общества.
Горбачевские реформы привели к возникновению в Беларуси новой социально-экономической реальности. На смену административно-командной экономике пришел рынок. Через кооперативное движение в городе и с возникновением фермерских хозяйств на селе, а также путем частичной приватизации возник частный сектор. Начался постепенный процесс диверсификации хозяйственного комплекса и обеспечения экономической самостоятельности республики, менялась структура самой экономики, возникали отдельные рыночные институты.
В годы перестройки были заложены основы для формирования белорусской экономической модели. Руководство республики с самого начала преобразований отказалось от методов «шоковой терапии» и взяло курс на сохранение таких черт советской экономической системы, как социальная ориентированность, забота о материальном благополучии всех категорий граждан, сохранение доминирующей роли государственного сектора.
Автор приходит к выводу, что преобразования эпохи перестройки стали началом новой волны системной социально-экономической модернизации.
Методологической и теоретической основой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов по истории Беларуси и истории Советского Союза. Статья написана на основе широкого круга как опубликованных, так и архивных источников: официальных документов государственных органов, статистики, материалов периодической печати.
Поэтому широко озвученнные примеры партизанского сопротивления польским властям получали в 1920-е годы и получают сегодня неоднозначную и противоречивую оценку историков. В статье отражены основные научно-методологические показатели развития отечественной историографии истории партизанского движения в Западной Беларуси в первой половине 1920-х годов. На основании широкого круга историографических и архивных источников представлен процесс развития историографии вопроса, выявлены основные подходы к изучению истории партизанской борьбы, формулировки и оценки деятельности различных течений партизанского движения, сделан вывод о наличии научно-теоретической и источниковедческой базы для монографического изучения темы.
рос положения этносов белорусских земель в 1914–1918 гг.
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР
Внедрение в художественную практику лазерных и пиротехнических средств, нанотехнологий и электроники расширило горизонты творческого поиска и способствовало возникновению абсолютно новых видов искусств, основанных
на идее системного синтеза, – мультимедийных проектов, гипер- и интертекстов, акций. Особое место принадлежит микстам и миксам, а также своеобразным художественным композициям, именуемым «проектами». По отношению к искусству вводится уточняющее понятие «арт-микст» (арт-микст-композиция, арт-микст-проект), которое употребляется в связи со скрещением в единое целое как многообразных жанров и форм искусства, элементы которых функционируют на основании паритета, так и искусства с техникой. Постмодернистская арт-микстовая композиция предстает, как полигон для свободного творчества, где смешиваются разные стили (классика и современность), традиции (академическая и субкультурная), художественные практики (западные и восточные), а также технологии (например, электронные звуки, создаваемые цифровой техникой, и натуральные звуки, извлекаемые на аутентичных инструментах). По типу реализации и доминированию конкретного вида искусства арт-миксты делятся на концертные (например, эстрадное шоу), сценические (например, модельное дефиле, условный театр) и техногенные (аудиовизуальные) формы, аккумулируя все стадии творческого акта – от замысла до его воплощения. В границах арт-микста в Беларуси функционирует музыкально-хореографический проект. Думается, что в целом арт-микст обладает значительным художественным потенциалом и его можно рассматривать как один из сценариев развития художественной культуры современности.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Анализируются ответы советских писателей на вопрос анкеты альманаха «Поэзия» (1989, вып. 5) об актуальности теории чистого искусства в конце ХХ в. Последняя активно отстаивалась представителями артистической школы критики середины ХIХ в. (П. Анненковым, В. Боткиным, А. Дружининым и др.), а в советской литературоведческой науке на протяжении многих лет интерпретировалась как чужеродная художественным принципам и идеалам многонациональной
литературы СССР.
Специфика рецепции «искусства для искусства» участниками анкетирования (Е. Евтушенко, Д. Самойловым, А. Кушнером, А. Казинцевым, В. Леоновичем, В. Коробовым, Л. Васильевой и др.) рассматривается в статье в сопоставлении с восприятием этой теории в русской эстетической критике середины ХIХ в. и советском литературоведении. Выявляется многообразие точек зрения в писательской среде рубежа 1980–1990-х гг. на сущность теории чистого искусства и степень ее актуальности для литературного творчества и общественной жизни. Отмечается наличие среди анкетируемых писателей как противников, так и сторонников «искусства для искусства». Раскрываются черты преемственности и новые смысловые обертоны в осмыслении феномена чистого искусства участниками опроса.
При выполнении типологического анализа автор статьи опирается на методологические разработки известных российских исследователей в области журналистики А. Акопова и В. Тулупова. В методологическую основу анализа положен принцип системности: обосновывается, что рассмотрение лишь совокупности типологических признаков (но не одного из них) является залогом объективности исследования.
Доказывается, что белорусские вечерние газеты сохранились как тип, несмотря на то, что утратили свой типоформирующий признак – время выхода. Выявлены черты сходства и отличия между современными белорусскими вечерними газетами и таким перспективным типом изданий, как квалоид.
Данное исследование – первая попытка выработать оптимальные стратегии развития отечественной вечерней прессы. На основе типологического анализа предлагаются три концепции развития вечерних газет. Результаты исследования могут найти применение в практике не только белорусских, но и зарубежных редакций.
ПРАВО
ЭКОНОМИКА
Показано, что в механизме экономической интеграции регион может стать ключевым субъектом внешнеэкономических связей, который по своему положению в системе национальной и региональной экономики более всего заинтересован продвигать идеи устойчивого развития.
Сформулированы исходные концептуальные положения обеспечения устойчивого развития регионов в механизме экономической интеграции в ЕАЭС. Это – адаптация политики устойчивого развития к местным особенностям и расширение международного сотрудничества регионов: включение не только экономической, но экологической и социальной сфер; сопряжение интеграционной и региональной политики стран-участниц ЕАЭС. Помимо этого, устойчивое развитие экономической интеграции связывается с ростом многообразия субъектов этих отношений
и усилением ее общественной составляющей.
Предложена общая схема механизма управления интеграционными связями регионов стран-членов ЕАЭС с учетом императива устойчивого развития, которая включает три вектора, в числе которых относительно новое направление – взаимоувязанная политика в области размещения производительных сил стран-участниц евразийской интеграции.
В частности, показаны направления модернизации факторов размещения, которые происходят в настоящее время под влиянием рыночных сил, новых технологических укладов, активного вхождения в мировой рынок стран и регионов. Определены наиболее значимые размещенческие факторы применительно к экономическим и социальным объектам, реализующим интеграционные связи на региональном уровне. Сделан вывод о двух ведущих формах размещения производительных сил, основанных на инновационной парадигме и принципе устойчивого развития, которые наиболее адекватны развитию интеграционных связей регионов. Это – территории (зоны) с высоким уровнем концентрации инновационной деятельности и международные кластерные структуры.
РЕЦЕНЗИИ
ХРОНИКА
ISSN 2524-2377 (Online)