Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия гуманитарных наук

Расширенный поиск
Том 64, № 2 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.29235/2524-2369-2019-64-2

ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

135-144 283
Аннотация

Рассматриваются различные концептуальные подходы к пониманию феномена интернационализации высшего образования. В частности, проанализированы основные заблуждения и мифы, циркулирующие в академической среде в отношении данного феномена, разобраны типы его обоснования, рассмотрены заинтересованные стороны. Детально показаны концептуальные отличия интернационализации от глобализации, подчеркивается характер высшего образования как национального феномена. В силу различия национальных приоритетов и заинтересованных сторон делается вывод, что интернационализация сама по себе не может быть целью, однако может являться приоритетом национальной и институциональной политики. Представлен генезис интернационализации как попытки интеграции через различные программы по совершенствованию качества высшего образования постсоциалистических стран в общеевропейское пространство в 1990–2000-х гг. В результате устанавливается связь интернационализации высшего образования с такими концептами, как «интеграция» и «качество», а сам феномен представляется как институциональный процесс, лежащий в поле дихотомии данных концептов.

145-150 202
Аннотация

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с появлением новых технологий и технических решений, в частности, в сфере использования глобальной сети Интернет. В последние годы значимость использования цифровых инструментов для решения задач по коммуникации среди преступных сообществ, поиску и сбору персональных данных как для их вербовки, так и воздействия на психику значительно возросла. Вместе с тем цифровое пространство активно используется отдельными государствами, корпорациями и группами лиц для ведения информационно-алгоритмической войны и воздействия на общественное сознание, а технологии распределенных сетей ста- ли способствовать финансированию запрещенных организаций. Автор анализирует не только юридические и технические возможности по обеспечению безопасности личности, но и социологический аспект, связанный с тем, как в целом появление рассмотренных факторов влияет на обеспечение безопасности государства и личности.

ИСТОРИЯ

151-157 170
Аннотация

Цель статьи – раскрыть богатейший исторический опыт работы с руководящими кадрами в Беларуси в советский и постсоветский периоды и тем самым привлечь к вопросу внимание государственных органов и субъектов хозяйствования. В этой связи выявлены структурные элементы кадровой политики и кадровой стратегии, основные формы и методы подготовки и переподготовки руководящих кадров в 1960–1980-е гг. Такими эффективными формами и методами являлись семинары передового опыта, наставничество, научно-практические конференции. Проблемы кадровой политики активно исследовали ученые нашей республики. Творческое использование исторического опыта может оказать большую помощь в осмыслении кадровой политики и формировании ее современного образа: новое вырастает из старого. Этот опыт способен подсказать эффективные формы и методы кадровой работы и в то же время обратить внимание на недостатки, упущения в этом важном деле.

158-165 242
Аннотация

Статья посвящена истории создания, становления и развития командно-штабного факультета в Военной академии Республики Беларусь по подготовке офицеров оперативно-тактического уровня в период 1995– 2015 гг. Отмечено, что необходимость создания белорусской Военной академии для подготовки национальных военных кадров с высшим военным образованием была обусловлена как экономическими, так и политическими причина- ми. В мае 1995 г., согласно Указу Президента Республики Беларусь, была создана Военная академия Республики Беларусь. Одновременно с созданием Военной академии в ее структуре организуется командно-штабной факультет для подготовки офицеров оперативно-тактического звена управления с высшим военным образованием. С организацией Военной академии подготовка офицерских кадров в ее стенах (1995–2015 гг.) постоянно развивалась и совершенствовалась. Открытие в структуре Военной академии факультета Генерального штаба Вооруженных Сил (2006 г.) завершило создание полного цикла белорусской высшей военной школы в национальной системе военного образования. Автор делает вывод о том, что созданная национальная военная школа по подготовке офицерских кадров – это предмет гордости, пример успешного решения собственными силами стоящих перед Беларусью сложных задач на пути отстаивания своего суверенитета и независимости.

166-175 175
Аннотация

Восстание 1863–1864 гг. является одной из наиболее дискуссионных тем в истории Беларуси периода вхождения в состав Российской империи. Подобная дискуссионность зародилась еще в ХІХ в.; и одной из причин ее появления следует признать источниковедческий фактор. Одним из наиболее часто используемых источников о событиях 1863–1864 гг. являются мемуары виленского генерал-губернатора Михаила Муравьева; опубликованные в 1882–1883 гг. в журнале «Русская старина». Они сразу вызвали активную дискуссию среди историков и публицистов; предметом которой стали многочисленные случаи тенденциозной интерпретации М. Муравьевым исторических фактов; самопрославления и лжи. В ней участвовали такие деятели; как Михаил Семевский (издатель мемуаров); Николай Берг; Евгений Карнович; Пётр Валуев; Сергей Южаков; Александр Павлов; Иван Аксаков; Александр Масолов и другие. В целом; дискутанты разделились на два лагеря – критиков и сторонников Муравьева. Первые стремились; на основании критики муравьевских постулатов; к вскрытию допущенных искажений и представлению более объективной картины происходившего; вторые всячески поддерживали и оправдывали все написанное. Дискуссия закрепила наличие в российской историографии полярных взглядов и оценок М. Муравьева как личности и как государственного деятеля на должности виленского генерал-губернатора; а также привлекла дополнительное внимание историков к проблематике восстания в целом.

ЯЗЫКОЗНАНИЕ

176-181 208
Аннотация

Рассматривается взаимодействие оратора и аудитории в торжественной и аргументативной публичной речи на английском и белорусском языках. Взаимодействие адресанта и адресата публичной речи реализуется через категорию диалогичности. Установлено, что в торжественной речи диалогичность преимущественно выражена инклюзивным мы и конструкциями, маркирующими общий фонд знаний собеседников, в то время как в аргументативной речи оратор также прибегает к использованию вопросно-ответных комплексов, побудительных высказываний, конструкций, вводящих речь оппонентов. Выявлено, что маркерами побуждения в англоязычной публичной речи преимущественно являются императивы совместного действия, модальные слова и конструкции со значением необходимости, а также перформативные конструкции. Побуждение в выступлениях белорусских ораторов вербализуется в основном модальными словами со значением необходимости. Белорусскоязычные выступающие склонны чаще употреблять в своих выступлениях более категоричные модальные предикаты павінны/абавязаны.

182-190 151
Аннотация

Анализируются проблемы синтаксической неполноты в освещении разных синтаксических школ и направлений. Показаны теоретические основы и методологические принципы каждой синтаксической школы и интерпретация структурно-синтаксических модификаций в китайском языкознании. Выделены и систематизированы следующие синтаксические направления: логико-грамматическое, формальное, психологическое, структурное, семантическое, функциональное. Показаны критерии синтаксической неполноты в китайском языкознании и основные типы неполных конструкций: с пропуском подлежащего, сказуемого, дополнения, определения, обстоятельства, предлога.

Анализ научной литературы по проблеме структурно-синтаксических модификаций позволяет разработать концепцию исследования неполных предложений в китайском языке, выявить их структурные типы, установить специфику способов экспликации предикативных значений, охарактеризовать компенсаторные свойства парадигмы структурно-синтаксических модификаций.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ, ЭТНОГРАФИЯ, ФОЛЬКЛОР

191-199 166
Аннотация

Статья посвящена либреттологическому исследованию оперного авантекста музыкально-театрального произведения В. Солтана «Пані Ядвіга». Цель статьи – анализ художественного уровня авантекста оперы, представленного литературным первоисточником и либретто. Задачи статьи – проведение поэтапного литературоведческого анализа русскоязычной и незавершенной белорусскоязычной версий текста документальной новеллы К. Тарасова, ставшей литературной праосновой оперы, выявление жанровых, содержательных и образных трансформаций, произошедших в либретто С. Климкович по сравнению с первоисточником. Поэтапный литературоведческий анализ текста сочинения К. Тарасова позволил определить тематику, проблематику, идейный мир произведения, идентифицировать его жанр как документальную новеллу с элементами детективного рассказа, проследить драматургию развития образов главных героев, выявить тип пафоса. Исследование либретто оперы велось по пути отслеживания модификаций, возникших в нем в сравнении с первоисточником, с точки зрения сюжета, жанра, драматургии, ком- позиции, образных характеристик персонажей, введения деталей-символов, отсутствовавших в новелле. В качестве жанровой доминанты либретто отмечена лирика, выраженная в акцентировке внимания на психологических и любовных переживаниях героев и в принципе облагораживания образов главных персонажей. С целью адаптации тек- ста повести к требованиям музыкально-театрального жанра в либретто введены герои и события, отсутствовавшие в новелле. Текст С. Климкович отличается высокими художественными качествами и красотой слога. Стройно организованная драматургия либретто позволяет говорить о нем как о качественной основе для дальнейших композиторской, дирижерской, исполнительской и режиссерской интерпретаций.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

200-208 158
Аннотация

В современной науке о литературе назрела необходимость разработки внутрижанровой типологии романа, что позволит не только систематизировать знания об известных романных текстах, но и определить эстетические возможности современного романа. Жанровая эволюция романа традиционно разрабатывается в социально- историческом русле на основе содержательных характеристик. Представители формалистской школы рассматривают жанр как систему приёмов, мотивацией к выделению новой романной формы выступает художественная неповторимость, которой обусловлена специфика развития сюжета и раскрытия темы. Г. Н. Поспелов связывает трактовку характеров героев с сюжетно-композиционной спецификой, М. М. Бахтин формулирует идею диалогичности, выделяет монологический и полифонический романы. Развивает бахтинскую теорию романа Н. А. Вердеревская, которая уделяет основное внимание структуре образа главного героя. А. Я. Эсалнек рассматривает жанр романа в тесной взаимосвязи с методом и стилем автора. Продолжает традицию формалистской школы Н. С. Лейтес, согласно типу сюжетообразования выделяет роман прямого и непрямого отображения. Н. Д. Тамарченко прослеживает эволюцию романа через характеристики его эстетических возможностей в творчестве известных мастеров слова. Дуализм, или вариативность, отличает классификации, разработанные в западноевропейском литературоведении (англоамериканская школа «неокритицизма», немецкая школа «интерпретации»), в которых обращается внимание на структурную организацию, художественные взаимоотношения между автором и повествователем, автором и персонажем.

ПРАВО

209-219 459
Аннотация

Статья посвящена анализу понятия и видов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Республики Беларусь. Эти органы отличаются нормотворческой активностью. Играя активную роль в реализации актов законодательства более высокого юридического уровня, осуществляя собственную нормотворческую деятельность, органы исполнительной власти путем издания нормативных актов в пределах своих компетенций формируют национальную правовую систему, оказывают влияние на обеспечение правового порядка. Особенно важное место занимают нормативные акты республиканских органов исполнительной власти. От своевременного их принятия зависит быстрота и качество воздействия на сферы жизнедеятельности, особенно это важно в период острой конкуренции между государствами. В связи с этим необходимость глубокого совершенствования нормотворчества республиканских органов исполнительной власти возрастает. В Законе «О нормативных правовых актах» определено соотношение по юридической силе нормативных правовых актов. К сожалению, не указано о месте и роли специальных актов. Они должны обладать большей юридической силой, чем иные акты, в том числе, если речь идет о специальном законе, и по отношению к иным законодательным актам, исключая программные законодательные акты (программные законы и директивы). Вносятся и иные предложения. Так, указано, что особой юридической силой должны обладать акты (совместные акты), которые принимаются в виде соглашений между органами исполнительной власти и профсоюзными органами, объединениями предпринимателей. Дав- но стоит задача обеспечения пакетного принципа подготовки нормативных правовых актов. В этой связи при разработке проекта закона или иного законодательного акта, определении их концепции в составе соответствующей рабочей группы должны быть представители соответствующего ведомства (обычно так и происходит). Одновременно с процессом подготовки проекта законодательного акта целесообразно вести разработку проекта ведомственного акта. Особенно интенсивно такая работа могла бы происходить после одобрения проекта закона в первом чтении в Палате представителей Национального собрания. Полезно было бы в рамках головной комиссии, ответственной за подготовку законопроекта, обсуждать основные положения будущего ведомственного акта, если необходимость его принятия вытекает из данного проекта (аналогично следовало бы поступать, если предполагается принятие акта Правительства). Обмен информацией между этими инстанциями (Парламентом, Правительством, министерством) также можно организовать при разработке комплекса актов, используя информационные технологии. Полагаем, назревшей является реализация высказанной в литературе идеи о необходимости принятия Управленческого (Административного) кодекса Республики Беларусь.

220-226 241
Аннотация

В данной статье разработчики Концепции информационной безопасности Республики Беларусь рассматривают ее положения как важные элементы в основах дальнейшего становления и укрепления суверенного белорусского государства. В силу новизны отношений, возникающих в информационной сфере, она подвержена повышенной уязвимости от рисков, вызовов и угроз, которые транспортируются во все иные сферы общественной жизни. Проблема обеспечения информационной безопасности становится важнейшим вопросом реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства. Обеспечение информационной безопасности превращается в самостоятельную область функционирования общества и в единой системе общегосударственной деятельности направлено на поступательное социально-экономическое развитие Беларуси.

ЭКОНОМИКА

227-234 180
Аннотация

Создание кластеров оказывает положительное влияние на устойчивость функционирования как самих внутренних структур кластера, так и экономики регионов и отраслей, где они расположены (экономия транзакционных затрат, оптимизация технологической цепочки прохождения продукции, рационализация системы управления и др.). Вместе с тем в ходе исследований выделены наиболее свойственные кластерам характеристики, по- строена схема и дана ее краткая интерпретация. Установлено, что главными и неотъемлемыми составляющими любого кластера являются: 1) кооперация и интеграция; 2) территориальное или отраслевое расположение; 3) опти- мальная совокупность участников; 4) специализация, рациональное разделение труда и взаимодополнение; 5) синер- гический эффект; 6) инновации и инвестиции; 7) жизненный цикл кластера. Для конкретизации изложенного сфор- мулированы характерные признаки развития кластеров, или этапы жизненного цикла: I э тап – с уществующая совокупность предприятий и организаций, называемая агломерацией; II этап – образующийся кластер; III этап – ста- новящийся кластер; IV этап – состоявшийся кластер; V этап – перестраивающийся кластер.

235-241 178
Аннотация

Статья посвящена широкому комплексу проблем, связанных с процессами эволюционного развития инфраструктуры Евразийского союза. Рассмотрены сущность, классификация, принципы и инструменты эволюционного развития транспортно-логистической инфраструктуры, выявлены факторы, способствующие эволюционным изменениям в транспортном комплексе, а также ключевые преимущества от создания единой транспортно-логистической инфраструктуры для малых открытых экономик. Структурированы основные инструменты и базисные элементы развития цифрового рынка транспортно-логистических услуг. Выделена и обозначена особая роль в привлечении и удержании транзитных грузопотоков, возлагаемая на объекты транспортно-логистической инфраструктуры.

РЕЦЕНЗИИ

УЧЕНЫЕ БЕЛАРУСИ



ISSN 2524-2369 (Print)
ISSN 2524-2377 (Online)